В Красноярском крае будут закрыты несколько исправительных колоний — заключенные ушли на СВО. Об этом заявил на сессии регионального заксобрания уполномоченный по правам человека Марк Денисов. Он представил депутатам ежегодный доклад о проблемах реализации конституционных прав и свобод жителей региона.
— Тюремное население края значительно сократилось. Многие [участвуют в СВО] и [делают это] неплохо. <…> Вместе с тем отмечаю одну тревожную тенденцию. Разовое крупное сокращение числа осужденных в условиях СВО подтолкнуло кое-кого отрапортовать наверх о необходимости закрытия пенитенциарных учреждений России в целях оптимизации экономии. Ряд учреждений будет закрыт и в нашем крае. Из самых известных это учреждения в Арейском и Громадске. Для этих населенных пунктов колонии — это фактически градообразующие предприятия (или учреждения). Что будет с жителями, инфраструктурой этих сел, с мощным имущественным комплексом самих учреждений — это большой вопрос. [СВО] рано или поздно закончится, все вернется на круги своя, ведь социальная структура общества не изменилась. Через пять лет будем иметь перелимит нарушений прав осужденных и мучительно втридорога разворачивать в крае новые пенитенциарные учреждения. Мы это уже проходили с вами. На фоне демографической ямы 90-х позакрывали и пораспродали детские сады, а в нулевые, на пике рождаемости, всем миром боролись с дефицитом мест в дошкольных учреждениях.
В тексте самого обнародованного доклада эти новости, о которых со ссылкой на ГУФСИН края говорили с сентября прошлого года, Денисов конкретизировал:
— Во ФСИН России на согласовании находится проект приказа о ликвидации трех учреждений ИК-7, КП-10, ИК-16, а также участков колонии-поселения при ИК-31 и ИК-5, больницы при ИК-5. Из числа ликвидируемых учреждений два — ИК-7 в с. Арейском Емельяновского района и ИК-16 в п. Громадск Уярского района — являются градообразующими. <…> Значительно сократилась численность «тюремного населения». По состоянию на 01.01.24 в 26 учреждениях ГУФСИН содержалось 12 530 подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что на 17,5% меньше, чем на начало 2023 года (15 182).
Добавлю, это тоже из данных омбудсмена: на начало всех этих событий процессов, то есть на начало 2022 года, — 16 501.
Уполномоченный по правам человека Марк Денисов (слева) на сессии регионального заксобрания. Фото: Заксобрание Красноярского края
Осенью того года протоиерей Георгий Козгов, настоятель храма в поселке Элита (ближнего к Арейскому), рассказывал, что крестил и благословлял заключенных на участие в СВО, цифры называл трехзначные (по нашим данным, тогда в обряде участвовали заключенные нескольких окрестных колоний). «Раздал крестики, пояса с 90-м псалмом «Живый в помощи», иконки…»
ИК-7, колония строгого режима для первоходов в Арейском, и ИК-16, колония общего режима для повторников в Громадске, уже исчезли из структуры краевого ГУФСИН, если судить по его официальному сайту. Колония-поселение № 10 в Усть-Илимске (Красноярское ГУФСИН захватывает часть территории Иркутской области — лагерная экономика и инфраструктура в Восточной Сибири приоритетней административного деления) пока из структуры не исключена.
Протоиерей Георгий Козгов. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Об Иване Сафронове
Источники «Новой» среди заключенных и бывших заключенных подтверждают: Громадск уже, по сути, закрыли, из Арейского часть заключенных 21 марта отправили в Норильск, еще часть увозят в Богучаны (на Ангару), и большой этап пойдет в эти дни напрямую в ИК-17, это Красноярск.
Об узнике ИК-7, бывшем журналисте «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иване Сафронове, еще осенью писали, что его перевели в колонию Норильска, однако Иван пока в ИК-7 и, по нашим данным, будет как раз в этапе в ИК-17.
О порядках в ИК-17 «Новая» разговаривала с девятью бывшими з/к, отбывавшими в ней: срок там — нелегкое испытание. Сейчас в ИК-17 сидят, в частности, основатель международной компании в сфере информационной безопасности Group-IB Илья Сачков (у него в приговоре тоже госизмена, как и у Сафронова), севастопольский бизнесмен Владимир Гореликов (ему пошел восьмой десяток лет; шпионаж), сюда же, скорее всего, отправят сидеть за массовые убийства бывшего теневого хозяина Красноярска Анатолия Быкова — жестокая ирония судьбы: ему придется дышать выхлопами Красноярского алюминиевого завода, деньгами которого бывшего физрука и раздуло; колония находится под факелом КрАЗа.
Наша газета подробно рассказывала об экологическом аспекте жизни на этой инфернальной окраине Красноярска — под колпаком веществ первого класса опасности:
дышат тут канцерогенами — бенз(а)пиреном, оказывающим мутагенное действие, и прочими полициклическими ароматическими углеводородами.
Даже по данным внутрикорпоративного наблюдения за выбросами (то есть самого «Русала», владельца КрАЗа), ведущегося на границе санитарно-защитной зоны, внутри нее, в жилых зонах и на дачах, фиксировалось, например, 38-кратное превышение предельно допустимых среднесуточных концентраций по бенз(а)пирену (этот показатель замеряется раз в квартал).
Вид на КрАЗ от колоний. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
В ИК-17 всегда собиралось заметное общество. Например, здесь сидел Алексей Френкель, бывший банкир, осужденный на 19 лет в 2008-м за убийство первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Френкель называл ИК-17 колонией смерти, долго боролся с местными порядками, в итоге его этапировали в колонию за полярным кругом — в Лабытнанги.
Сидел здесь физик Валентин Данилов, приговоренный в 2004-м за госизмену в пользу Китая на 13 лет, вышел из ИК-17 в ноябре 2012-го, после чего стал ученым секретарем экспертного совета Сибирского отделения РАН по проблематике Парижского климатического соглашения. В интервью «Новой» он называл эту колонию своего рода аналогом армейского дисбата и предлагал проект переустройства как раз обратный тому, что сейчас ФСИН осуществляет:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Эту колонию, как и соседние, находящиеся в санитарно-защитной зоне КрАЗа, надо, конечно, закрывать. «Русал» должен бы дать заказ ГУФСИН — перенести все это хозяйство в Громадск (поселок в 140 км от Красноярска, где есть вся необходимая инфраструктура). Зэки сами все построят и перенесут. Красноярск и край не видят от «Русала» налогов (его отчисления в местные бюджеты почти незаметны), пусть хоть это благое дело он организует.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилой застройки. ИК — это жилые помещения: работники «Русала» 8 часов дышат химией, зэки — круглосуточно. Положим, зэков не жалко, так ведь и администрация там работает. Обучающий центр ФСИН там, общежитие. Жаловаться они не могут: люди в погонах.
Как видим, произошло обратное: Громадск закрыли, а под выхлопы КрАЗа прибывают все новые партии. «Лимит наполнения» ИК-17 позволяет.
Кразовская улица рядом с ИК-17. Фото: архив «Новой газеты»
Практическая деколонизация
Реальное закрытие красноярских колоний происходит на фоне ничем не подтвержденных слухов о строительстве в сибирской тайге гигантских новых лагерей — под будущий приток, под «пятую колонну».
Строительство между тем идет (или планируется), но не в Сибири.
21 марта состоялась коллегия ФСИН, на ней выступил министр юстиции РФ Чуйченко. Констатировав, что правительство утвердило генеральную схему размещения учреждений УИС (уголовно-исполнительной системы), Чуйченко заявил, что «она предполагает существенное обновление и оптимизацию инфраструктуры УИС, преимущественно путем строительства учреждений объединенного типа (их сейчас еще называют гибридными, то есть там будут и СИЗО, и колонии разных режимов. — А. Т.). Пилотный проект по созданию учреждения объединенного типа, которое сосредоточит в себе исправительные учреждения и СИЗО, сейчас реализуется в Калужской области».
Еще создаваемое в Калуге объединение колоний различных режимов и СИЗО называют «мультиучреждением». Данный проект презентуют уже на протяжении нескольких лет. Такие же «суперколонии» планируют в Дальневосточном округе — в Улан-Удэ и Чите. Кроме того, анонсировано воздвижение самого масштабного российского СИЗО в Подмосковье, рядом с Солнечногорском: Мишустин подписал распоряжение от 30.11.2022 № 3701-р о выделении 43 гектаров для строительства изолятора на 4000 мест. Еще одним распоряжением Мишустина ФСИН должна организовать 25 исправительных колоний в «ДНР», «ЛНР», Запорожской и Херсонской областях.
Строительство тюрем и колоний в европейской части и закрытие их в Сибири кажется правильным — причем со всех сторон и точек зрения. И для самих арестантов и их родни — не придется мотаться через половину страны. И для сибиряков — сколько же можно рассказывать, что Сибирь вовсе не колония и сюда не свозят отходы и отбросы со всей страны. Будет реализовано наконец положение об отбытии срока там, где осужденный жил или преступил закон.
Все так, если б не нюансы. Во-первых, с чего бы кто-то озаботился справедливостью и равноправием?
А во-вторых, нынешний контингент, люди, приезжающие в Сибирь не по своей воле, — это снова, все чаще, люди того же класса, что прибывали сюда при царях и при Сталине, не отбросы, а как раз наоборот.
И еще цифры из доклада уполномоченного Денисова.
— За 2023 год было освобождено 6952 осужденных (в 2022 г. — 6511 человек), в том числе:
- по отбытии срока наказания — 3095 человек (в 2022 г. — 3159),
- условно-досрочно — 933 человека (в 2022 г. — 1251),
- по замене наказания — 1090 (в 2022 г. — 764),
- по болезни — 99 (в 2022 г. — 89).
В соответствии с Федзаконом от 24.06.2023 № 270- ФЗ освобождены условно в связи с заключением контракта о прохождении военной службы 628 осужденных к лишению свободы, 24 осужденных к принудительным работам и 251 осужденный к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. В 2023 году впервые за последние 20 лет президентом РФ помилованы в виде освобождения от отбывания наказания двое осужденных, состоящих на учете в краевой уголовно-исполнительной инспекции.
Денисов отметил рекордно низкий уровень жалоб на работников правоохранительных органов, при этом заявив, что жалобы на нарушение прав и свобод в сфере деятельности силовых структур поступают в его аппарат более активно, чем в 2022 году. Как это может быть?
— Жалоб на систему ФСИН, МВД, СК, прокуратуру, ФСБ и другие правоохранительные органы стало существенно меньше. Однако случаев нарушения прав по линии военного ведомства стало больше, такие жалобы стали составлять 50% от всех жалоб на силовые структуры. <…> Прирост вполне понятен и объясним: он связан с ростом проблематики обращений по обеспечению прав и законных интересов граждан по линии СВО. По военному ведомству отмечено 312 случаев, когда заявители просили уполномоченного о содействии. Данный показатель близок к троекратному увеличению в сравнении с 2022 годом.
Однако тут остановимся: цитировать доклад о проблемах, связанных с СВО, всю эту конкретику, газета не может. Красноярский омбудсмен — не голос Минобороны. Но он для системы и не чужой, ему позволяют говорить не «СВО», а так как есть. Что ему самому ничего не будет — показал опыт его предыдущего доклада, год назад, его оценки потерь и вовлеченности края в СВО.
Тех же, кто будет уполномоченного пересказывать, — могут и привлечь.
Да и, собственно, доклад этот — не легкий, но и не тяжелый. Так, сбор незабудок на минном поле. Если цитировать — не комментировать нельзя. Но и комментировать возможности нет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68