Как в 2022-м, так и в 2023 году наибольшую долю в структуре семейного или личного бюджета россиян занимают расходы на продукты питания. Сейчас такие расходы в среднем составляют 31% от всех ежемесячных трат. Правда, в 2022 году продукты «съели» 35% доходов людей, что позволяет формально говорить о росте благосостояния. Но благосостояние это довольно зыбкое.
Наконец то-яйца подешевели… Но не все так просто
В конце января «яйца куриные» наконец-то стали дешевле. По последним данным Росстата, за период с 23 по 29 января 2024 года снизились цены:
- на яйца куриные (-1,0%),
- мясо кур (-0,5%),
- свинину, масло подсолнечное, помидоры и крупу гречневую (-0,3%),
- консервы фруктово-ягодные для детского питания (-0,1%).
Не сказать, правда, что потребители заметили такое снижение — особенно на фоне постоянного роста цен в последние два года.
При этом широко разрекламированный ввоз в Россию импортных яиц едва ли помог рынку, поскольку эти яйца так и не попали в торговые сети, почти никак не повлияв на цены. Все они ушли на переработку на разные предприятия — преимущественно те, что выпускают разного рода кондитерские изделия. А эффект от ввоза яиц был разве что информационный. По данным Росптицесоюза, в РФ потребляется 42 миллиарда яиц в год (115 млн в день).
Неужели кто-то из начальства всерьез верил, что завоз за месяц дневного объема потребления как-то скажется на ценах?
Зато, сообщает официальная статистика, за тот же период цены выросли на все остальное:
- капусту белокочанную — на 3,3%,
- огурцы — на 2,6%,
- свеклу столовую — на 2,0%,
- морковь — на 1,4%,
- лук репчатый и бананы — на 1,1%,
- картофель и яблоки — на 1,0%,
- баранину — на 0,9%,
- говядину, масло сливочное, сыры твердые, полутвердые и мягкие — на 0,5%,
- вермишель, рис и водку — на 0,4%,
- сосиски, сардельки, колбасы полукопченые и варено-копченые, рыбу мороженую, макаронные изделия — на 0,3%,
- колбасы вареные, маргарин, молоко, хлеб, соль поваренную, обеды в столовой, кафе, закусочной (кроме столовой в организации) — на 0,2%.
С минимальными наценками
Наценка крупнейших федеральных торговых сетей на товары «первой цены» снизилась до 5%, сообщил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максим Шаскольский.
«Благодаря нашей работе удалось снизить средний совокупный уровень наценок 11 крупнейших федеральных торговых сетей по товарам «первой цены» во всех 25 категориях социально значимых продуктов питания на 17%. Если на начало августа 2021 года наценка составляла 22%, то сейчас это 5%».
«Понятно, что ФАСу нужно отчитываться о непрекращающейся работе. Но заметим, что наценка на товары «первой цены» в сетях и так всегда минимальная. И даже не потому, что сети заботятся о малоимущих гражданах, а потому, что если она будет высокой, то эти граждане просто не придут в магазины. Только бизнес, ничего личного», — комментирует это заявление независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.
Товары «первой цены» — это типичные товары из потребительской корзины среднестатистического покупателя магазина, регулярно присутствующие в чеках (в покупках) покупателей. Молоко, сметана, подсолнечное масло, кефир, мука, крупы, макаронные изделия, яйца, а также предметы домашнего обихода.
При этом, как посчитали в холдинге РОМИР, «…после небольшого снижения в предыдущем периоде на четвертой неделе года (с 22 по 28 января) объем средних недельных расходов российских домохозяйств опять пошел в рост. За неделю среднестатистическая семья в среднем потратила 6908 рублей на товары повседневного спроса, что на 70 рублей больше, чем за предыдущие семь дней».
«На фоне снижения размера среднего чека рост расходов говорит о том, что, вероятно, в целях экономии россияне посещают большее количество торговых точек в поисках выгодных ценовых предложений», — пишут аналитики РОМИР.
Фото: Семен Лиходеев / ТАСС
Экономная экономика
Люди вообще взялись за экономию всерьез — РОМИР отмечает такой тренд как «формирование устойчивых паттернов покупательского поведения, направленных на экономию».
«Эксперты РОМИР фиксируют кросс-категорийную миграцию покупателей, которая наиболее активно проявляется там, где такой выбор существует. Например, в мясной категории покупатель отказывается от более дорогих сегментов, таких как говядина или рыба, в пользу более доступных — курица или свинина.
Существуют также и ценовые переключения внутри категорий — с более дорогих брендов на более доступные вплоть до фокуса на собственные торговые марки (СТМ).
На рынке уже сформировано широкое ассортиментное предложение СТМ в разных категориях, соответствующее запросу «цена — качество». Вместе с тем формируется покупательское доверие даже в достаточно чувствительных категориях, таких как алкоголь или детские товары, где раньше отмечался высокий уровень недоверия к СТМ. В 2023 году эксперты РОМИР отмечают разрушение этих барьеров».
Другим словами, люди все больше смотрят на ценники, а не на бренды или состав продуктов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сердито, но дешево ли?
«Еще один способ экономии, связанный непосредственно с ретейлом, заключается в переключении между форматами и сетями…
…сети с низким ценовым позиционированием также активно растут. Это те же хард-дискаунтеры, через которые покупатели закрывают часть своих потребностей…» — уточняет РОМИР.
Так называемые жесткие дискаунтеры занимают порядка 8% рынка современной торговли, однако большинство топ-менеджеров в индустрии оценивает их как главный вызов предстоящих лет, сообщает NielsenIQ. И в денежном, и в натуральном выражении продажи в данном канале растут темпами, процентные показатели которых составляют двузначные числа. Их динамика уступает только онлайн-рынку.
Но справедливости ради отметим, что экономия экономии рознь. В хард-дискаунтерах люди больше всего (в денежном выражении) покупают молочные и кондитерские продукты — их доля в выручке «самых дешевых магазинов» составляет по 22%. Надо понимать, что именно в этих категориях можно добиться снижения цен за счет использования разнообразных заменителей натуральных продуктов.
Молоко и молочные продукты многие производители прекрасно научились подменять сами знаете чем. (Зато с яйцами такой фокус не пройдет — их никак нельзя имитировать и добавить в них растительный жир.)
Как люди оценивают свои перспективы?
Об этом говорят аналитики ЦБ РФ в комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения № 1 (85) январь 2024 года».
В январе 2024 года, по данным опроса ООО «инФОМ», оценка инфляции, которую граждане ожидают через год, снизилась до 12,7% (с 14,2% месяцем ранее), но осталась на повышенном уровне. Инфляционные ожидания уменьшились и у опрошенных, которые имеют сбережения, и у тех, у кого накоплений нет.
Чем важны инфляционные ожидания? Объясняет Банк России.
«От инфляционных ожиданий экономических агентов зависит, насколько эффективно денежно-кредитная политика будет контролировать инфляцию, — ведь предприятия, кредитные организации и домохозяйства принимают решения о потреблении, сбережениях и инвестициях, устанавливают цены товаров и ставки по кредитам и депозитам в том числе исходя из своих ожиданий относительно будущей инфляции.
В свою очередь, результаты денежно-кредитной политики Банка России влияют на инфляционные ожидания.
…
Оценки инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции на основе опросов населения и в России, и в других странах почти всегда выше фактической инфляции. Это расхождение связано с особенностями восприятия: людям свойственно замечать рост цен и активно реагировать на него, тогда как снижающиеся или стабильные цены обычно привлекают меньше внимания. В результате граждане судят об инфляции в большей мере по наиболее подорожавшим товарам».
У опрошенных, имеющих сбережения, медиана инфляционных ожиданий в январе составила 11,2%. (Половина опрошенных ждет более высокой инфляции, половина — более низкой.)
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Наблюдаемая населением инфляция в январе также снизилась. Ее медианное значение было равно 16,3%. Оценки наблюдаемой инфляции уменьшились у обеих подгрупп респондентов — как у тех, у кого есть сбережения, так и у тех, у кого накоплений нет.
Отвечая на вопрос о росте цен на отдельные товары и услуги, респонденты в январе заметно чаще, чем в предыдущем месяце, указывали на удорожание яиц, овощей и фруктов, а также повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом реже, чем в прошлом месяце, респонденты стали сообщать о росте цен на мясо и птицу, рыбу и морепродукты.
Так кто прав в «оценке цен» — люди или статистика?
Замедление инфляции [по данным Росстата] прежде всего связано с тем, что при ее расчете за последние 12 месяцев перестала учитываться индексация коммунальных тарифов, произошедшая в декабре 2022 года, отмечает ЦБ РФ в комментарии от 24 января.
При этом годовой рост цен на большинство групп товаров ускорился по сравнению с предыдущим месяцем. Этому способствовал высокий спрос, который позволяет продавцам быстрее поднимать цены, перенося в них увеличившиеся издержки.
Среди продовольственных товаров сильнее, чем месяцем ранее, подорожали продукты животного происхождения, особенно куриные яйца, а также кондитерские изделия и крупы. Среди непродовольственных товаров — легковые автомобили и мебель, сообщает финансовый регулятор.
То есть рост цен никуда не делся, просто люди стали настолько умело выбирать то, что подешевле, что им начинает казаться, что цены не так уж и выросли.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68