КомментарийЭкономика

Яйценомика

Рост цен на еду — долгосрочный результат политики импортозамещения

Яйценомика

Петр Саруханов / «Новая газета»

Строго официально

12 декабря. «В Госдуме прошло совещание с представителями Минсельхоза, Минэкономразвития, Минпромторга и ФАС по вопросу стабилизации цен на социально значимые продукты питания — особое внимание уделили взрывному росту цен на куриное мясо, яйца и детское питание. Об этом сообщил в своем telegram-канале вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев («Единая Россия»).

13 декабря. «В качестве оперативной меры насыщения внутреннего рынка принято решение об обнулении импортных пошлин в отношении куриного яйца, а также проводятся переговоры с дружественными странами об увеличении поставок этой продукции. До конца текущей недели ожидаются первые поставки из Азербайджана, а в ближайшее время — из Турции. В результате уже в ближайший месяц прогнозируется стабилизация ценовой динамики», — говорится в сообщении Минсельхоза.

13 декабря. Яйца в России с начала года подорожали на 46,18%, сообщает Росстат.

От Москвы до самых до окраин

За последнюю неделю автору этой статьи написало множество людей, рассказавших о странной ситуации с яйцами — точно какое-то поветрие прокатилось по России, причем комментарии эти весьма примечательные — от простого перечисления цен до развернутых рассуждений о причинах странного дефицита.

  • Владивосток

167 рублей за десяток в доставке.

  • Екатеринбург

Местная сеть магазинов […]. На прошлой неделе десяток яиц С1 стоил 79 рублей. Сегодня успели купить по 99. Вечером яиц не было никаких. Вышла статья на местном новостном портале о том, что все в порядке, с показательной покупкой яиц заместителем губернатора. Но по факту в ближайшем к дому магазине, где всегда покупали яйца, их нет.

  • Подмосковье

3 десятка яиц «первой категории» были куплены по «красной цене» за 299 рублей. На упаковке указан диапазон массы. Ради интереса перевесили — оказалось, яйца весят ниже положенного или вес на нижней границе между 2-й и 1-й категорией. По факту продают 2-ю категорию. Это почти как «800 г гречки», но в штуках всё ок.

  • Москва

10 декабря. Часть полок в [название сети супермаркетов], где раньше были яйца, занята майонезом, часть молоком. Яйца категории С0 пока есть в упаковке по 20 шт. По 10 шт. нет почти ничего. У каждого третьего в корзине упаковка яиц по 20 шт. Но, например, в магазине сети [название сети «магазинов у дома»] есть С0 и С1 по 10 шт. С0 — 140 руб. 10 шт. Лежат себе спокойно. 11.12. Вот и [«у дома»] пропали куриные яйца…

  • Ленинградская область

Живу в небольшом городе. Яйца 10 шт. с октября подорожали на 40 рублей (40%).

  • Санкт-Петербург

Ситуация с яйцами очень неоднородная. Из регионов друзья шлют фото пустых полок (и это не фейки, не хайп), но вот, например, в Петербурге в гипермаркетах [«…»] полки забиты яйцами всех категорий, и мы бы не сказали, что цены высокие. Продукции так много, что распродают со скидками даже нераспроданные залежавшиеся партии с подходящим к концу сроком хранения. При этом есть ограничения на количество упаковок в одни руки по некоторым позициям. И это логично.

…по-прежнему можно купить куриные яйца по 70 рублей (категории С2), рядом есть и по 120 и по 180.

  • Калининград

По 120 яйца, без ажиотажа.

Что важно в этой истории.

Фотографии и комментарии, которые я получал, были (в общем) двух видов:

  1. «ничего нет» или «есть, но дорого»;
  2. в принципе «все есть», хотя и могло быть дешевле.

Почему это важно?

Потому что если в рыночной экономике все в порядке, то «все есть везде».

Понятно, есть нюансы, но базово «пустых полок» быть не может — может быть лучше/хуже ассортимент, могут быть ситуации, когда нет «дешевого»/есть «дорогое», но так чтобы — в одних магазинах полно, а в других, рядом — хоть шаром покати — так быть не должно.

Вот так выглядят накапливающиеся дисбалансы в экономике.

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Немного теории

Очень часто в разговоре мы не делаем различия между понятиями «спрос» и «объем спроса».

Это не одно и то же.

Спрос сообщает нам о том, сколько товара люди хотят потреблять при разных ценах за определенный период времени. Например: 4 десятка яиц в месяц, если цена 90 рублей; 3 десятка, если цена 120 рублей; 2 десятка, если цена 180 рублей, и т.д. Это спрос.

Объем спроса — это то, сколько люди готовы купить по одной конкретной цене. Например: сейчас яйцо стоит 130 рублей за десяток, «объем спроса» 3 десятка.

Когда говорят об изменении в спросе, то говорят именно об изменении всего отношения между ценой и «единицами товара». Например: спрос вырос, поэтому теперь люди хотят 8 десятков яиц в месяц, если цена 90 рублей; 6 десятков, если цена 120 рублей; 4 десятка, если цена 180 рублей, и т.д. Это рост спроса.

Вопрос — а что, спрос на яйца действительно вырос, так чтобы «потянуть вверх цены»? Нет, вряд ли мы стали есть больше яиц. Обратите внимание — выросли в цене «дешевые яйца», а «дорогие» остались «дорогими».

Читайте также

От ужаса пустых прилавков…

От ужаса пустых прилавков…

Почему правительство все-таки может пойти на регулирование цен

Вырос «объем спроса» на дешевые яйца — и именно это разогнало цены.

Такой феномен экономист Роберт Гиффен описывал еще полтораста лет назад, когда вел статистику в Ирландии во время экономического кризиса. Он тогда заметил странную вещь — картошка дорожает, денег у людей нет, и тут они начинают закупаться картошкой как не в себя, и картошка дорожает еще больше (и с хлебом была похожая история).

«Рост цен на хлеб/картофель создает большую утечку ресурсов бедных трудящихся семей и повышает предельную полезность денег для них настолько, что они вынуждены сократить потребление мяса и более дорогих мучных продуктов: и хлеба/картофеля, самой дешевой пищи, которую они могут получить, они потребляют больше, а не меньше», — писал Гиффен.

Тут, скорее всего, похожая история — как только людям пришлось считать деньги на фоне роста цен (не все же разбогатели за последние полтора года), так яйца/куры заменили в рационе людей другие продукты питания и подтянули объем спроса.

Ну и плюс — с «производством» все в порядке, допустим, а с издержками этого производства как же? Они растут, и этот рост идет в цены.

Впрочем, с производством на птицефабриках тоже не все идеально. Свидетельствует заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Последние десять лет количество птицефабрик все время сокращалось. Их закрывали хозяева по причине убыточности. За десять лет 60 птицефабрик закрылось, а 7 были перепрофилированы на бройлерное производство — оно рентабельней. Итог — мы недополучили 4,5 миллиарда штук яиц. Как исправить ситуацию? Меры пожарного характера — это уменьшение торговой наценки на яйца в сетях. Но, как мы понимаем, проблему плачевного состояния птицефабрик это не решит».

Но и с наценками торговых сетей все не так просто, возражает эксперт по ритейлу Михаил Лачугин:

«Категорически не могу согласиться с утверждениями о том, что в росте цен на яйца (да и на многие другие продукты) виноваты именно они. Мол, наценку делают высокую. Имея доступ к информации как об отпускных ценах предприятий, так и о средних наценках в большинстве крупных сетей, могу утверждать обратное: нет никаких сверхнаценок. Продукция подорожала по всей цепочке: птицефабрикам стало дороже производить ее, потому что у них выросли свои издержки Они подняли отпускные цены — это нормально. Сети берут яйца по более высоким отпускным ценам и, соответственно, у себя тоже переписывают ценники…»

Читайте также

Битва за яйца

Битва за яйца

Чем вызван «куриный кризис» и чем он закончится

Что же случилось?

Механизм, создающий дисбалансы на продовольственном рынке (и это касается не только яиц), был запущен еще 10 лет назад, когда правительство взяло курс на изоляцию российского продовольственного рынка от мирового. Решение, с точки зрения власти, логичное, но экономика — штука инерционная, и последствия этого решения мы ощущаем сейчас.

Дело в том, что повышение цен производителем — это не только реакция на растущие издержки — это еще и результат оценки производителем будущих рисков и издержек, а также оценка производителем потенциального объема предложения его продукции и объема спроса на нее.

Производители повышают цены потому, что им еще предстоит покупать множество необходимых компонентов за «дорожающую валюту» — они закладывают в цены не только тот курс, который есть, но и тот, который будет.

И в сегодняшнем росте цен на яйца мы видим не только выросшие издержки по итогам уходящего года, но и издержки, которые прогнозируются в будущем году.

И — помним, что «в одном месте яйца есть, а в другом их нет» — так на всякий случай производители тоже запасаются всем, чем могут (в какой-то момент товар может просто исчезнуть), — и все приходится покупать чуть дороже.

И правительство запланировало на будущий год беспрецедентный рост расходов — значит, будет и рост спроса на все ресурсы, значит, за них придется платить больше. Экономику не обманешь

И да, в этой ситуации решение правительства «открыть рынок» для импортных яиц, не оглядываясь ни на какую демагогию об импортозамещении, — экономически совершенно оправданное. Появление на полках магазинов турецких и азербайджанских яиц, конечно, не снизит цены, но даст «отечественному производителю» сигнал о том, что его продукция на рынке — не единственная, и цены поднимать можно помедленнее.

«История с яйцами» показывает и другое — конечно, сегодняшний кризис будет разрешен, как только цены зацепятся за более высокий уровень, а прилавки наполнятся импортом. Но системная причина таких кризисов — попытка построить замкнутую экономику — пока никуда не исчезнет. А в замкнутой экономике это работает так — либо рост цен, но без дефицита, либо без роста цен, но с дефицитом, либо без дефицита, но с нормированием потребления. Окончательный выбор властью еще не сделан.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow