«Новая газета» потребовала возбудить уголовное дело против главы Чечни Рамзана Кадырова, назвавшего «террористами» члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Заявление подано на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина.
Речь идет о посте Кадырова в телеграме, опубликованном 24 января, в котором глава Чечни пишет о Каляпине и Милашиной на фоне ситуации с похищением супруги федерального судьи Сайди Янгулбаева Заремы Мусаевой. По мнению Кадырова, Каляпин с Милашиной — «пособники террористов», которые «зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев, разрабатывая сценарии и нашептывая на ухо своим персонажам тексты и поведение».
«Кадыров заявляет о своих методах борьбы с террористами и своих дальнейших планах, а именно: «Мы всегда уничтожали террористов и их пособников, между которыми нет никакой разницы, и будем с ними так поступать и впредь. Мы очистили от них свою землю и теперь нещадно с ними боремся, где бы они ни находились»», — отмечается в заявлении «Новой».
В связи с этим «Новая газета» просит возбудить уголовное дело в отношении Кадырова по статье о возбуждении ненависти либо вражды (п. «а», ч.2 ст.282 УК).
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя слова Кадырова о Милашиной и Каляпине, заявил, что это «его право» «употреблять слово «пособников террористов» в отношении этих людей».
«Это его право. И право этих же людей защищать свою честь и достоинство. Все-таки здесь мы должны основываться на том, что мы живем в правовом государстве»,— сказал Песков.
20 января в нижегородскую квартиру Янгулбаева и Мусаевой пришли представители чеченского ГУ МВД по городу Грозному. Они увезли в неизвестном направлении Мусаеву, страдающую диабетом, без одежды и необходимых лекарств. Мусаева и Янгулбаев — родители экс-сотрудника северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. Правозащитники связали похищение Мусаевой именно с деятельностью ее сына, которого ранее несколько раз вызывали на допрос в качестве свидетеля по делу об оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), у него дома проходил обыск.
После похищения Мусаевой региональный министр печати заявил, что женщину задержали в качестве свидетеля, а затем арестовали на 15 суток по административному нарушению — она якобы «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза». Уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев заверил, что Мусаева «в нормальном» состоянии, и ее обеспечивают лекарствами и диетическим питанием. Позже стало известно, что Мусаева отказалась от адвоката.
Комментируя ситуацию вокруг Мусаевой Кадыров заявил, что Янгулбаевы якобы поддерживают экстремизм и терроризм. После этого муж и дочь Мусаевой покинули Россию.