КолонкаПолитикаПри поддержке соучастниковПри поддержке соучастников

Пересматривать можно сколько угодно. Виновны

Верховный суд, исполняя решение ЕСПЧ, отправил на новое рассмотрение в кассационную инстанцию приговор убийцам Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой

Этот материал вышел в номере № 140 от 10 декабря 2021
Читать
Пересматривать можно сколько угодно. Виновны
Никита Тихонов и Евгения Хасис. Фото: Анна Артемьева / «Новая»

Верховный суд вернулся — по новым обстоятельствам — к делу нацистов Тихонова и Хасис. Обстоятельства эти — решение Европейского суда по правам человека.

Адвокат Станислав Маркелов и журналистка «Новой» Анастасия Бабурова были расстреляны 19 января 2009 года на Пречистинке. Редкий для России случай — убийц поймали. Никита Тихонов и Евгения Хасис из экстремистской организации «БОРН» были признаны судом присяжных виновными и не заслуживающими снисхождения. Тихонова в мае 2011 года приговорили к пожизненному заключению, Хасис — к 18 годам общего режима.

Процесс шел нервно, а со стороны защиты подсудимых — грязно. Пьяный и матерящийся адвокат, оскорбления в адрес участников процесса, негодующая «общественность», симпатизирующие нацистам и лгущие журналисты, лжесвидетель, чья попытка создать алиби подсудимым была разоблачена прямо в ходе судебного заседания…

Никита Тихонов и Евгения Хасис в Мосгорсуде, 2011 год. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС

Никита Тихонов и Евгения Хасис в Мосгорсуде, 2011 год. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС

Однако все это не смогло помешать присяжным вынести вердикт. Вердикт, основанный на неопровержимых доказательствах виновности убийц. 

Читайте также

Изменит ли это приговор? Конечно, нет

Изменит ли это приговор? Конечно, нет

Доказательства вины убийц Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой неоспоримы, но решение ЕСПЧ должно быть исполнено

Из доказательств. Аудиозаписи и видеосъемка из квартиры, где Тихонов с Хасис обсуждали это убийство и другие преступления. Оружие, изъятое у них (его было очень много). Одежда, в которой были убийцы в момент совершения преступления. Свидетели, видевшие их на месте расстрела адвоката и журналиста. Записи с камер видеонаблюдения с места убийства и по маршруту отхода. Данные экспертиз. Признательные показания, которые давал Тихонов, — сначала в кабинете следователя, потом — при их проверке на Пречистенке — под видеозапись.

Тихонов затем отказался от своих показаний. Но позже, после осуждения, вновь перестал все отрицать. Тихонов и Хасис были одними из основных свидетелей обвинения в суде по делу банды «БОРН» и по делу их идейного вдохновителя и фактически заказчика убийств Ильи Горячева.

Так что же, собственно, произошло? Почему 16 февраля этого года Европейский суд по правам человека принял решение о том, что Тихонов и Хасис «не располагали достаточными гарантиями, позволяющими исключить обоснованные сомнения в беспристрастности присяжных заседателей», и обязал Россию возобновить производство по делу?

Потому что, во-первых, с присяжными пытались «работать». И, насколько известно «Новой», это делало вовсе не обвинение, как бывает в российских судах достаточно часто, а сторонники подсудимых. Неслучайно одна из присяжных в «правильное» время стала раздавать интервью весьма специфически настроенным журналистам. После чего и вышел скандал, который принял во внимание ЕСПЧ. К тому же Европейский суд учел аргументы жалобы адвокатов подсудимых о том, что присяжные, по их мнению, активно знакомились с публикациями в СМИ, касающимися хода следствия и судебного разбирательства.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Евгения Хасис в зале заседания Басманного суда, 2009 год. Фото: РИА Новости

Евгения Хасис в зале заседания Басманного суда, 2009 год. Фото: РИА Новости

И если абстрагироваться от безусловной заинтересованности «Новой газеты» в исходе дела и горечи нашей утраты, можно сделать вывод: ЕСПЧ имел на то основания. Как и в любом другом, по большому счету, случае с российским судом присяжных. Потому что российские суды присяжных, конечно, ввели, как это и положено в любой приличной правовой системе, но условий для работы коллегий не создали — денег, говорят, нет. Потому присяжные не изолированы на время процесса от влияния извне. Их перед началом просто просят ничего не читать, ни с кем не ничего обсуждать и не встречаться.

Что теперь? Верховный суд направил дело в кассацию. И это вовсе не означает, что вскоре все будет рассматриваться по новой. 

Говоря обывательским языком, ВС не устроило то, как нижестоящая инстанция обосновала отказ в удовлетворении жалоб адвокатов защиты на приговор. Эти жалобы будут вновь рассмотрены. И все.

Мы уважаем вердикт присяжных и считаем его справедливым и обоснованным.

Мы уважаем и решение ЕСПЧ как имеющее под собой основания.

Но переживать о том, что убийцы смогут вдруг выйти на свободу, не будем. Не выйдут — вина их неоспорима. Дело можно пересматривать сколько угодно — вердикт новых коллегий будет тот же. Виновны. Снисхождения не заслуживают.

Тем более что о своей невиновности ни Тихонов, ни Хасис, участвовавшие в заседании Верховного суда по видеосвязи, уверять никого не решились.

Читайте также

«Чтобы к людям относились по-человечески»

«Чтобы к людям относились по-человечески»

Ежегодный марш памяти Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова объединил противников политрепрессий

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow