ИнтервьюКультура

«Ментальность русской нации — крестьянское сознание»

Кончаловский — о новой картине «Дорогие товарищи!» и расстреле в Новочеркасске

Этот материал вышел в номере № 96 от 4 сентября 2020
Читать
«Ментальность русской нации — крестьянское сознание»
Андрей Кончаловский. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
На Венецианском кинофестивале, который пройдет со 2 по 12 сентября, — мировая премьера фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». Фильм о новочеркасской бойне 1962 года, когда была расстреляна мирная демонстрация рабочих: 26 убитых, 87 раненых. Позже семерых забастовщиков приговорили к расстрелу, 105 демонстрантов были отправлены в лагеря на долгие сроки. Главная героиня фильма — партработница, убежденная коммунистка, верящая в особый светлый путь своей кипучей, могучей, никем непобедимой страны. В главной роли — Юлия Высоцкая.

— Почему вас заинтересовали новочеркасские события?

— Спрашивать, почему Новочеркасск, или почему «Белые ночи почтальона Тряпицына», или почему Микеланджело, бессмысленно — у меня всегда проекты растут, как деревья. Это значит, не быстрее и не медленнее, чем несколько лет, а иногда — десятки лет. Они как бы сами утверждают себя в моих планах. Поэтому ответить рационально не могу.

— Насколько причина снять это кино связана с корнями Юлии Высоцкой?

— Конечно, если бы Юля не была из казацкой семьи, мне бы не пришло в голову размышлять над этими событиями. В 1990-е, после расследования Главной военной прокуратуры, были опубликованы первые новочеркасские воспоминания. До той поры известий об этом быть не могло, потому что участники и свидетели тех событий дали подписку о неразглашении гостайны. Когда я начал читать, тема показалась мне действительно интересной. Потом посмотрел фильм Олега Погодина «Дом» о большой казацкой семье и захотелось сделать картину, в которой семью опрокинуло бы в воронку этой трагической истории.

Прошло еще несколько лет, Юля снималась, играла в театре, в частности Антигону в «Эдипе в Колоне» в Театре Олимпико в итальянской Виченце. Мне показалось, что ей по силам сыграть трагическую роль. Тогда и вернулась тема Новочеркасска. Последним толчком стал фильм «Рай». У меня возникло желание сделать отражение героя этого фильма штандартенфюрера Хельмута, интеллектуала, человека романтического, культурного, который фанатически утверждается в идее, ведущей его к концу.

Я подумал, что зеркальным отражением Хельмута с его непоколебимой верой в нацизм будет характер советского идейного коммуниста с непоколебимой верой в коммунизм.

Недаром Хельмут говорит: «Если бы я жил в Советском Союзе, то непременно стал бы коммунистом». Эту роль партийного работника я написал для Юлии Высоцкой.

— Но и трагедия «Антигона» сквозной линией вошла в картину о советских людях?

— Конечно. Грубо говоря, есть катарсис, как в античном театре, есть сильный слом, есть внутренняя трагедия, есть мощное духовное содержание. Я в России знаю, кроме Юли, лишь одну актрису — Инну Чурикову, — обладающую таким диапазоном, способностью играть любой острый характер и в то же время высокую трагедию.

— А глава семьи — дед-казак, прячущий в сундуке свою форму, — списан с деда вашей жены Мелихова?

— Нет, но характер списан практически с портретов реальных людей, я изучал подробно историю раскулачивания. Вот дед оттуда, да он и не актер.

— А правильно ли пишут, что «Рай», «Грех» и «Дорогие товарищи!» — трилогия? Трилогия о том, как мучительно трудно быть в коллективе отдельным человеком? Или у вас другие на этот счет мысли?

— Не думаю, что это трилогия. Если говорить о параллелях, то это, скорее, дилогия с «Раем». Но до этого были «Белые ночи…», да и «Первого учителя» можно вспомнить — свой первый большой фильм я тоже делал с прицелом на трагедию.

Одолеть монстра

Одолеть монстра

В прокат выходит фильм Андрея Кончаловского «Грех». Это его Путин дарил Папе Римскому

— Очень точно воспроизведены и детали, и сама фактура советской жизни. Например, патологический испуг партократов, спровоцировавший хаотичную стрельбу. Обсуждение вопроса «стрелять или не стрелять». Паника. То, как спешно хоронили людей в чужих могилах или как судорожно стирали следы расстрела на мостовой и в головах людей. От чего вы, зная столь подробно фактологию, все же от нее отказались?

— Кажется, это сначала Микеланджело сказал, а потом Роден: «Делать скульптуру просто: я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Для меня с годами главным становится отказ от максимума «нужных» подробностей и поиск «необязательных». Это и называется «поиск сути». Поэтому не могу сказать точно, от чего я отказался — я отказался от всего, кроме того, что в фильме. Писать сценарий — это отказываться от всех других возможных вариантов. Снимать — отказываться от других интерпретаций. Монтировать — отказываться от многих дублей, кадров, чтобы остались те, что имеют более высокую ценность. Это все равно что стараться не разменивать пятитысячную купюру на сто пятидесятирублевок. Разменял — будет толстая пачка. Каждый кадр и будет стоить пятьдесят рублей. А если обменять эти бумажки на одну — будет другой кадр, который заменит сто случайных.

Это мои последние попытки остаться в области поисков ценности художественного изображения, выражающего суть.

— Но еще ваша картина, как мне кажется, и про разрыв поколений — сталинского и оттепельного. Есть ли рецепт преодоления этого трагического разрыва? Мне кажется, в фильме показан один из таких рецептов.

— Разрыв всегда существует. Но в 99 случаях из 100 в трагический момент этот разрыв исчезает, потому что мать за своего ребенка может убить или отдать свою жизнь. Трагедия соединяет людей в горе и отчаянии, я так считаю. Просто когда люди живут в комфортабельной среде, то биологические законы, родственные связи затихают. Если, конечно, они не культивируются, как, например, немыслимое уважение к родителям в культуре ислама или в культуре Китая.

Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»
Кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

— Пожалуй, это самая острая ваша картина. И в ней — непримиримая оппозиция: человек и система или человек и государство. Вопрос, возможно ли вообще сближение этих полюсов, платоновское идеальное совпадение интересов государства и человека.

— Во-первых, не соглашусь c тем, что эта картина самая острая. У меня были животрепещущие моменты в «Сибириаде», была «Ася Клячина», двадцать лет пролежавшая на полке… Вообще, если говорить о моих высказываниях, то, как правило, они не бывают «актуальны» (слово не люблю) с точки зрения какой-то политической идеологемы. Стараюсь быть, как Чехов, который говорил:

«Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Я хотел бы быть свободным художником и — только».

Вроде бы это кино складывалось как социальная критика, но по жанру я снимал не критику, а трагедию. И вас волнует не актуальность в политическом смысле, если вам нравится картина, а вера в то, что происходит. Вы переживаете за героев, вы вовлечены и себя идентифицируете с ними, как ребенок видит себя в сказке. Это и есть искусство. Когда меня спрашивают про актуальность, я говорю: то, что волнует, — актуально, а что оставляет равнодушным — не актуально, даже если политически злободневно.

Во-вторых, меня в режиссуре — не важно, в театре, кино, опере — привлекает возможность передать запах, дух эпохи. Это страшно сложная вещь. Наблюдаю в большинстве сегодняшних фильмов абсолютное отсутствие этого духа. Новому поколению режиссеров это и не нужно, духу эпохи они предпочитают дух Голливуда. Поэтому многие картины, сериалы про революцию, про перестройку, про оттепель, про Колчака однообразны и чужеродны, будто их снимают иностранцы. Думаю, среда, состояние, дух времени зависят от уровня информированности, уровня культуры режиссера.

Кадр из фильма «Грех» Кончаловского
Кадр из фильма «Грех» Кончаловского

Было очень сложно восстанавливать дух Возрождения, но потом я получил поздравления от итальянских специалистов по этой эпохе.

— В «Дворянском гнезде» было ощущение связи и контрапункта человека со своей эпохой, серединойXIXвека с баталиями между западниками и славянофилами, в «Дяде Ване» — приближение непонятногоXX века.

— Ну да, связи человека со своим временем — важная и столь неуловимая вещь! Это не то что вы смотрите и говорите: «О, похоже!», но вы сразу чувствуете фальшь. Мне хотелось, чтобы не было фальши в передаче воздуха времени. А это требует культуры не только художника по костюмам, но и художника-постановщика, оператора. Вместе мы пытаемся восстановить этот запах, вещи, изображение — всё. Но каждая эпоха имеет еще и свой тип человеческого лица!

— Вы, конечно же, размышляли о случайностях и закономерностях в восстаниях, подобных новочеркасскому. К примеру, не будь этой хамской реакции директора завода Курочкина на справедливые претензии доведенных до отчаяния рабочих: «Жрите пирожки с ливером!» — могло бы все пойти иначе?

Борис Курочкин, директор завода в Новочеркасске
Борис Курочкин, директор завода в Новочеркасске

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Думаю, уже не могло пойти иначе. Курочкин — триггер. Без Курочкина было бы что-то другое — свет выключили, мясо пропало, кого-то поколотили… К тому времени состояние в Новочеркасске и особенно на этом электровозостроительном заводе было настолько напряжено, что любая искра привела бы к взрыву. Чтобы взрыва не случилось, не должно было быть постановления партии и правительства о повышении цен. А это уже государственная политика.

— То есть низы уже не могли, верхи озверели, поэтому все и взорвалось. Думаете ли вы, что настоящее можно объяснить прошлым?

— Разумеется, знание прошлого помогает понять настоящее, но знание прошлого может быть формальным. Когда-то Эйнштейн сказал: «Я хочу знать замысел Бога. Все остальное всего лишь детали». Знание прошлого в этом смысле — понимание того, как прослеживается, выражает себя соблюдение или несоблюдение неписаных законов жизни. Люди пытаются заменить неписаные законы писаными, которые снова и снова переписываются под повестку дня. А неписаные законы непоколебимы. В какой-то степени они зафиксированы в десяти заповедях, в какой-то — в семи смертных грехах, но, как сказал один замечательный философ:

«Знать божественную истину и следовать божественной истине — две разные вещи».

— Вот вы не любите слово «актуальность», тем не менее фильм «Дорогие товарищи!» попадает в болевые точки сегодняшних событий. Зритель будет смотреть картину и проводить аналогии с происходящим в Белоруссии или Хабаровске. Народные протесты и восстания имеют много общего. К примеру, у вас партфункционеры обличают «враждебные элементы» среди демонстрантов, пляшущих под дудку вражеских голосов.

— Это абсолютная случайность — как «русская рулетка». Я вовсе не планировал делать злободневный фильм, так получается иногда — как у Горького «Буревестник», к примеру. Я ни в коем случае не против ваших аналогий, но говорить: «Вы знаете, я думал…» — неправда. Мне не интересно заботиться об актуальности. Я считаю, что «Белые ночи почтальона…» будут современны всегда, как и «Курочка Ряба», «Ася Клячина» или «Первый учитель». Они будут актуальны в том смысле, что посвящены вечной теме — человеку.

«Почтальон» Тряпицын устал быть брендом

«Почтальон» Тряпицын устал быть брендом

Как живет главный герой фильма Андрея Кончаловского

У человека в общем-то три проблемы: первая — проблема с самим собой, вторая — с близкими, третья — с обществом.

Человека, у которого нет этих проблем, можно счесть нездоровым. Все мои картины об этих ключевых вопросах-проблемах. Независимо от того, про Андрея ли Рублева история, про Микеланджело, киномеханика Сталина или «дорогих товарищей».

— Случается, все три проблемы совпадают…

— Ну да, бывает и так. Когда мои близкие или мои студенты говорят: «У меня проблема…», я, вспоминая буддистский дзен, отвечаю: «Это хорошо, потому что надо ее принять, даже трагическую. Обнять и в объятиях задушить! А потом искать выход». Ну ведь не бывает без проблем. Их приятие важно, когда ты ищешь суть. Если вы возьмете великий характер Мелехова в «Тихом Доне», то он принимает жизнь, как Экклезиаст, когда в финале, пройдя все колоссальные испытания, личную трагедию, поднимает своего ребенка к солнцу… В этом смысле движение трагических событий связано с какой-то жертвой, которую следует принять.

— Хрестоматийна и многими любима пушкинская фраза из «Капитанской дочки» про бунт бессмысленный и беспощадный, а вот Егор Летов пел, что бунт — это состояние сознания жизни. Как вы относитесь к бунту?

— Есть бунт, а есть восстание. Вообще, права никто никогда никому не даст, права берут. Для того чтобы брать права, необходима высокая сознательность общества. Впрочем, были «постановки» и другого рода, как большевистский переворот. Вроде бы большевики действительно хотели дать свободу народу, но сначала они должны были взять власть, а потом власть следовало защищать. Плеханов на эту тему серьезно спорил с Лениным, и Ленин в конце жизни сказал: «Я перечитываю Плеханова, и он не так уж был неправ». Он должен был совершить переворот и убедиться, что без жесточайшего подавления средневекового мышления русского крестьянина создать государство, которое он хотел, невозможно.

Плакат с демонстрации в Новочеркасске. Фото: creative commons
Плакат с демонстрации в Новочеркасске. Фото: creative commons

Во времена Ленина 85% населения России было неграмотным и жило в родовом строе, в феодальной общине. Сегодня мы живем в обществе, где состояние информированности поколения даже зрелого, будем считать, — сорокалетних, я уже не говорю о молодых, позволяет формировать новые потребности. Но… И это «но» крайне важно: к сожалению, сегодняшней информацией манипулирует алчность. И обилие информации вовсе не означает воспитания масс. Сегодня информация воспитывает в молодых людях не желание что-либо познать, а скорее, что где купить и посмотреть. И здесь колоссальный разрыв между этими потребительскими желаниями и гигантскими образовательными возможностями Сети.

Тем не менее ментальность человека среднего класса старше сорока лет отличается от ментальности большинства молодого российского общества. Поэтому неизбежно движение к более совершенному образу нового социализма и выбор будет, как говорит Андрей Фурсов, таким:

либо посткапитализм — жесточайший контроль элиты и абсолютная нищета масс, либо то, что называется «экономикой счастья»,

когда, несмотря на дифференциацию доходов в обществе, существует постоянный средний уровень счастья. А вот экономика добра должна строиться на функции государства, которая лимитирует алчность. Куда от алчности деться? Это присущее человеку чувство.

Этот странный русский консерватизм

Этот странный русский консерватизм

«Рай» Кончаловского как отражение республиканской идеи

— А белорусские события для вас — это восстание или бунт?

— Вы знаете, у меня недостаточно информации. Я прислушиваюсь к мнению политологов. Например, Михаил Хазин считает, что это, безусловно, восстание, организованное людьми, которым хочется пустить Беларусь по украинскому пути. Признаюсь, я с большим состраданием смотрю на путь Украины. Вижу, сколько дорогих мне людей и совершенно незнакомых попали, движимые иллюзией, в абсолютный хаос, который на руку власть имущим. Власть имущие — это не политическая власть, а финансовая. Я убежден, что украинские олигархи хотят прежде всего удержать свое влияние, и это главный двигатель в развитии этого отчасти феодального общества, на мой взгляд.

День рождения диктатора прошел весело

День рождения диктатора прошел весело

Над президентом Лукашенко в Беларуси уже не просто хохочут. Над ним издеваются. Как он собирается дальше править этим народом — непонятно

Олигархи появились, как ни странно, в основном в странах православных, начиная с Греции. Здесь не возник средний класс, потому что не получила развития буржуазия. Буржуазия — это не потребительская корзина, она появилась там, где было магдебургское право. Это класс, благодаря своей финансовой независимости добившийся независимости политической. Отсюда республики. В России, в том числе в имперской, буржуа всегда зависел от верховного правителя. Собственно, видим мы это и сейчас.

Насчет Украины, в отличие от нас строящей государство европейского образца, с вами трудно согласиться. Но вот вы говорили неоднократно, что гражданского общества не существует и в России, поскольку не существует общественного мнения. Это безнадежно?

— Надежда всегда есть, но надо принять во внимание, что российское сознание, несмотря на самые совершенные средства коммуникации, остается в области абсолютно вертикального построения, ибо нет буржуазии. Как только возникают ростки буржуазии и попытки среднего класса добиться каких-то прав, они тут же придавливаются. Причем не столько политикой, сколько олигархиями, монополиями — посмотрите, что творится с банками или с крупными сетями вроде «Ашана», «Пятерочки», «Перекрестка». Вот и нет мелких собственников, нет среднего класса — они не могут выйти на рынок.

Поэтому надо исходить из того, что ментальность русской нации на сегодняшний день — я утверждаю это — находится там, где находилась 150 лет назад:

это крестьянское сознание. А крестьянское сознание свойственно не только России, но, предположим, Аргентине. Крестьянское сознание — это чрезвычайно узкий круг доверия, патологическая зависть к успеху и прочие сопутствующие проблемы.

В этом смысле наше общество, в своей основе крестьянское, легко коррумпируется. Коррупция существует везде, но у нас ее уровень зашкаливает.

— В рейтинге Transparency International наименее коррумпированных государств мы разделяем 137-е место с Кенией, Парагваем и Угандой.

— А что такое уровень коррупции? Это абсолютное игнорирование законов. Сколько законов ни делай, они все будут нарушаться до тех пор, пока нет страха. Хотя Сталин в свое время нагнал столько страха… До революции в какой-то степени был страх Божий, а самая некоррумпированная среда в царской России — староверы. Оттуда вышли едва ли не все наши богатые люди, например, Рябушинские — великие индустриалисты, жившие по закону Божьему, потому что был страх Божий. Сегодня и Божьего страха нет, и страх кесаря ушел. При Сталине был культ и страх — кесаря боялись. Коррупция тоже была, но под жесточайшим прессом. А сейчас мы в свободном обществе живем: можно «лепить» что угодно и воровать сколько угодно. Эта удивительная свобода неизбежно должна была кончиться каким-то очень серьезным разворотом. Вот и разворачиваемся…

— В «Дорогих товарищах!» после драматических, кровавых событий — неожиданный, я бы сказала, чеховский финал. Пройдя «мильон терзаний», героиня неуверенно говорит: «Мы будем лучше». Будем? И увидим небо в алмазах?

— Знаете, надеюсь, что не так много людей, как вы, помнят Чехова.

— ???

— Это мой ответ.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow