Растрачены деньги Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) — он входит в транспортную группу FESCO. По версии следствия, схему подозреваемые разработали в 2022‒2023 годах под предлогом развития портовой инфраструктуры проекта Восточного транспортно-логистического узла. Это приоритетный инвестпроект Приморья, про который в свое время (еще в 2022-м) много говорили, но в итоге не реализовали. По плану, в ВМТП должны были до 2026 года построить два глубоководных причала и всю портовую инфраструктуру, чтобы на искусственно созданном участке земли площадью до 22 га оборудовать перевалочный хаб для контейнеров, которые позже пойдут по Северному морскому пути. Финансирование этого объекта входит в Федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов».
До 2023 года группа FESCO еще формально принадлежала братьям Зиявудину и Магомеду Магомедовым, основателям группы «Сумма», осужденным в 2022-м на 19 и 18 лет колонии строгого режима — «Новая» рассказывала об этом беспрецедентном преследовании предпринимателей, из которых следствие создало «организованное преступное сообщество». В начале 2023 года акции «Суммы» по иску Генпрокуратуры взыскали в доход государства. А в ноябре 92,5% акций «Дальневосточного морского пароходства» (головная компания FESCO) были переданы ГК «Росатом».
Пока Хамовнический суд Москвы рассматривал иск Генпрокуратуры по изъятию у Магомедовых акций FESCO, на сделки был наложен запрет. А хищения как раз в этот период и происходили.
«Злоумышленники организовали приобретение по завышенной стоимости 100% доли уставного капитала коммерческого предприятия [ООО «Владпорттранс»], которое реальную финансово-хозяйственную деятельность не вело. При этом покупка была совершена в период действия ограничительных мер, предусматривающих запрет на совершение сделок, ухудшающих финансовое состояние компании. В результате были растрачены денежные средства транспортной группы в сумме 885 млн рублей», — сообщили в следственном департаменте МВД РФ, который ведет это дело.
Северилова и Иванова будут судить за мошенничество. Есть и другие подозреваемые — бывший совладелец FESCO Михаил Рабинович (следствие называет его организатором преступной схемы), бывший президент группы компаний Аркадий Коростелев и еще один фигурант. Они находятся в розыске, предположительно, за пределами России.
Андрей Северилов ранее владел 23,8% акций ДВМП, пока их не отобрали и не отдали «Росатому». А также — небольшим количеством акций Локо-Банка и «Томск-Азота». С 2024 года он значится учредителем холдинговой компании «Давинчи» и АО «А7 Холдинг». «Давинчи» занимается управлением активами (в частности, владеет 75% ООО «Сибирский титан» в Томской области), а гендиректор его — Павел Шалит, тот самый, что сейчас дает показания как свидетель.
«А7 Холдинг» — учредитель «Артмедиа групп» (производит видеоконтент для соцсетей, стриминговых платформ, телеканалов, в том числе федеральных), а также связанные с морскими грузоперевозками «А7 АГЛ» и «Тай Экспресс». АГЛ — это, кстати, «Африканские грузовые линии», писали о направленности Северилова на африканские проекты, впрочем, он и сам говорил о перспективах этого направления, еще работая в FESCO. Кроме этого, Северилов был связан с благотворительными фондами — поддерживал детей и искусство, по его инициативе в Москве в особняке XVIII века открылись галерея и аукционный дом «Книжная полка», издательство «Арт. Собрание». Возглавлял комитет по транспорту Российско-китайского делового совета (РКДС) под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ, входил в совет Российского союза промышленников и предпринимателей.
Совет директоров ПАО «ДВМП» Андрей Северилов возглавил в ноябре 2020 года, после ареста и осуждения Магомедовых. Происходило это со скандалами. Сперва Северилов и Михаил Рабинович выкупили доли FESCO у американского фонда TPG Capital и у GHP Group инвестиционного банкира Марка Гарбера. Так они получили большую часть акций.
Рабинович — человек непубличный. Известно, что образование он получил в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, работал в профильном НИИ. В 90-е и нулевые у него были бизнесы, связанные с железнодорожными перевозками, утилизацией локомотивов, внедрением систем автоведения поездов и т.д. А также — запуском первого в России частного поезда VIP-класса «Гранд Экспресс». С 2009 года — акционер Локо-Банка, связанного с РЖД.
А Северилов, привыкший быть на виду, возглавил совет директоров группы. Но бывшее руководство, лояльное Магомедовым, не сдавалось — президент Максим Сахаров за день до сложения с себя полномочий сообщил, что передает руководство группой компаний гендиректору ВМТП Заирбеку Юсупову.
Во Владивостоке докеры, поддержавшие прошлое руководство порта и Заирбека Юсупова, несколько дней устраивали забастовки и блокировали работу порта. Когда Аркадий Коростелев — на тот момент новый президент FESCO и также фигурант этого уголовного дела — в сентябре прибыл в ВМТП, его освистали и закидали касками. Он спешно ретировался. Но в итоге остался у штурвала, и уже в ноябре его покорно встречали все те же докеры.
По официальной версии, именно Коростелев поспособствовал тому, чтобы «Росатом» взял группу компаний в управление.
В FESCO комментировали, что руководство группы знает о ситуации и оказывает содействие правоохранительным органам, а компания работает в штатном режиме. В ВМТП комментариев не дают, но порт тоже работает без сбоев.
Приморье