Комментарий · Спорт

Малинин провалился, золото — в Казахстане, но и нам за «Онегина» не стыдно

Михаил Шайдоров сенсационно выиграл олимпийский турнир фигуристов

Андрей Успенский, корреспондент

Михаил Шайдоров. Фото: IMAGO / Gribaudi / ImagePhoto

После того как, согласно жеребьевке, Петру Гуменнику выпало в произвольной программе выступать под 13-м номером в 23.13 да еще и в пятницу, 13-го, многие сочли веселую магию цифр (плюс тот факт, что атлетов из РФ на этих Играх тоже 13) добрым знаком. Мне же сразу вспомнился анекдот. Жил-был англичанин, который постоянно прокалывался на скачках. И вот он не играл шесть лет, скопил шесть тысяч фунтов, пришел на шестой заезд шестого числа шестого месяца и поставил все шесть тысяч фунтов на шестую лошадь. И лошадь пришла шестой… (Не сочтите за стеб: когда я начал писать этот текст, фигуристы только вышли на разминку).

А если без шуток, то между игрой и деньгами (или игрой на деньги) существует мистическая связь: как только они включаются в соревновательный процесс, всё становится на «свои» места… 

Штука в том, что Олимпиада, где от величия до разочарования один шаг, — это больше чем игра на деньги. Эта игра на жизнь. Для спортсмена. Если выступление удастся, то будет медаль. А будет медаль — удастся жизнь.

А старинный принцип «главное не победа, а участие» хорош для тех, кто никогда не выигрывал. Точнее, для тех, кто не претендует на награды.

Петр Гуменник претендовал, кто бы что ни говорил. Более того, букмекеры (будь они неладны) до Олимпиады полагали, что у нейтрального россиянина шансы на пьедестал довольно высоки. Но после исполнения короткой программы, которая из-за форс-мажора с заменой музыки (о чем я подробно рассказывал здесь) не вышла идеальной, петербуржец очутился на 12-й позиции. И для попадания в тройку требовалось чудо. На льду. Как от сына священника (отец Петра Гуменника служит в церкви Покрова Пресвятой Богородицы), так и от тех, кто фигуристу противостоял. О чем, кстати, здорово и точно высказался двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко: «Если Петя сделает свою работу так, как на первенстве России, то американцы и японцы могут вздрогнуть. Питерская школа сильна и техникой, и стратегией. <…> Площадка скользкая. И не факт, что у соперников окажутся стальные нервы и максимальный прыжковый контент».

Петр Гуменник во время проката произвольной программы. Фото: Sipa USA / ТАСС

«Прыжковый контент» у самого Петра в произвольной программе на бумаге выглядел очень солидно. Он заявил следующие воздушные фокусы: четверной флип, четверной лутц, четверной риттбергер, четверной сальхов в каскаде с тройным тулупом, тройной аксель, мощная секвенция «четверной сальхов — двойной аксель — двойной аксель», тройной лутц в комбинации с тройным риттбергером. 

Ну вы поняли: пять четверных прыжков! Если сравнивать заявки конкурентов, то круче «декларация» лишь у Ильи Малинина, пообещавшего аж семь четверных выкрутасов.

Но чтобы цифры были круче на табло, нужно не просто заявить, а еще и воплотить трюки на льду. Причем воплотить чисто. И тут питерский Петр, вышедший на арену в 23.13 по московскому времени, справился. «Онегин» в его исполнении получился смелым и собранным. Достойным во всех смыслах. Лишь в каскаде «тройной лутц — тройной риттбергер» он допустил помарку, сдвоив второй прыжок. Но драматургия в его номере присутствовала. Из музыки он не выбивался. И катался, как любит говорить Татьяна Тарасова, на разрыв аорты (все непрыжковые элементы были выполнены на максимальном уровне сложности). Хотя до бронзы в результате ему не хватило всего четырех баллов… И арбитрам, которые отсудили его по своим «политическим» правилам, и открыто принизили, должно быть стыдно (даже иностранные журналисты были возмущены тем, как нагло срезали оценки Петра). Но он в любом случае выступил лучше, чем Алиев и Коляда в Пхенчхане-2018 и чем Евгений Семененко — в Пекине-2022.

Однако приятно то, что Гуменник, как и предсказывал Плющенко, выбил из колеи скользивших вслед за ним виртуозов. Вздрогнули и француз, и итальянец, и основной японец, и американцы. Да так, что турнир завершился суперсенсацией.

Хотя казалось, золото XXV зимней Олимпиады заберет без проблем Илья Малинин… Многие величают его русским с американским паспортом. Но это не так. Он американец. С русскими именем и фамилией. Как и его родители. Так бывает. Его мама, Татьяна Малинина, родилась в Новосибирске и представляла в фигурном катании Узбекистан. Кстати, в финале Гран-при — 1999 она превзошла Ирину Слуцкую и Марию Бутырскую. А на Играх-1998 в Нагано была восьмой. Папа Ильи, Роман Скорняков, родился в Свердловске (Екатеринбурге). Он тоже скользил за Узбекистан, хотя его успехи куда скромнее. Правда, в отличие от жены, он поучаствовал в двух Олимпиадах, где дважды занимал 19-е место.

Илья Малинин. Фото: Zuma / TASS

А Илья родился уже в США, в Фэрфаксе. Вундеркиндом я бы его не назвал. Он двигался к трону не торопясь. На своем первом чемпионате мира среди юниоров тинейджер стал 16-м, на своем первом взрослом планетарном форуме — девятым. Затем, в Сайтаме-2023, дотянулся до бронзы. А вот на следующих вселенских ярмарках — в Монреале и Бостоне — шансов уже никому не оставлял.

Впрочем, когда его окрестили железным фаворитом Игр в Милане-2026 и заранее отдали ему титул, было боязно. За него. Уж сколько раз в фигурном катании главные претенденты на победу на главных стартах четырехлетия прокалывались… От волнения и не только.

Вспомните Мишель Кван. Пятикратная чемпионка мира проезжала мимо золота и в Нагано, и в Солт-Лейк-Сити. Трехкратная чемпионка мира Мао Асада и вовсе завалила в Сочи-2014 короткий номер и осталась без медали. А американец Нейтан Чен в Пхенчхане? Трехкратный обладатель мировой короны, также опростоволосившись в коротком спектакле, уехал домой без ордена. Список продолжил… Илья Малинин.

Он и в командном сражении, где звездно-полосатые золото у японцев вырвали, проиграл короткую программу Юме Кагияме, да и в произвольной не дал жару. Но все специалисты были уверены, что уж в личном турнире он исправится.

И в среду ученик своих родителей и Рафаэля Арутюняна захватил лидерство, обойдя Кагияму на пять баллов. Кагияму, который пятничным вечером завалил свой номер капитально и едва не упустил серебро.

И Малинину, выходившему на лед «Милано Айс Парк» последним и знавшему об оценках японца, требовалось, что называется, просто откатать без больших ошибок. Но с ним, заявившим семь квадов, тоже приключилась «падучая болезнь». Настолько падучая, что двукратный чемпион мира, не успевавший подниматься со льда, оказался в итоге восьмым!

А на вершину поднялся ученик олимпийского чемпиона-1994 Алексея Урманова Михаил Шайдоров, занимавший после короткой программы пятую строчку. Он здраво решил идти ва-банк и не дрогнул! При этом в его перформансе под музыку из «Пятого элемента» сочетались несовместимые, казалось бы, вещи. Нежность и надежность. Мощь и элегантность. Совершить прыжок в четыре оборота пять раз трудно даже на полу. А на льду… 

Вот его шикарный набор: он исполнил каскад тройной аксель — ойлер — четверной сальхов, четверной лутц (пусть и с ошибкой на выезде), четверной тулуп, четверной флип, каскад четверной тулуп — тройной тулуп, тройной аксель и секвенцию тройной лутц — двойной аксель.

Причем первый каскад — это уникальный фокус. Козырный. Обычно прыжок в три оборота следует за четверным, а у Миши все гениально наоборот.

Но вот ведь что важно. Трюк, каким бы невероятным он ни был, сам по себе никогда не доставит удовольствия зрителям. Его надо преподнести как легкий элемент. И 21-летний Шайдоров, в отличие от своих многих нынешних соперников, именно так и преподносил невесомые комбинации. Легко и непринужденно. И всё — с душой и сознательно. Осмысленно. И за этим — огромный труд.

И даже если карьера неординарного парня, ставшего первым фигурным триумфатором из Казахстана, не продлится долго, его изящно-амплитудное катание и эксклюзивно выполненные им элементы будут разбирать и изучать еще очень долго. Михаил Шайдоров — олимпийский чемпион — 2026.

И это даже в таком субъективном виде, как фигурное катание, абсолютно объективно и справедливо. И неожиданно приятно для всех.

Фрагменты выступлений Михаила Шайдорова (золото), Юмы Кагиямы (серебро), Сюны Сато (Бронза) и Никиты Малинина. Видео: аккаунт Олимпийскийх игр

P. S.

Вот что сказал новый чемпион:

«Я искренне болел за каждого спортсмена, который выступал после меня. Я не думал ни о какой медали, тем более золотой. Прикинул, что если хорошо откатаюсь, то с учетом короткой программы могу быть на подиуме… Когда Малинин начал ошибаться, я не мог поверить… А его оценок я не видел, потому что у меня плохое зрение…

Когда понял, что я первый, был просто в шоке… Я не знаю, как это описать. Невероятные ощущения. Я шел к этому всю жизнь. Мне кажется, что столько флагов Казахстана на трибунах я никогда не видел… Давление было, но меня это только мотивировало… 

Денис Тен когда-то открыл этот вид спорта для многих фигуристов. И для меня в том числе. Надеюсь, моя медаль тоже откроет новые двери для казахстанских детей».