О важности расселения людей из аварийного жилья не раз заявлял президент Владимир Путин. В 2024 году он давал правительству поручение «подготовить и запустить» новую программу расселения из аварийного жилья, а в 2025 году заявлял, что «программа расселения аварийного жилья — чрезвычайно важная вещь, и наша обязанность перед людьми просто завершить эту работу».
Если правительство собирается выполнять президентское поручение именно так, как написано в законопроекте, то жителей аварийных домов это не обрадует.
Наиболее существенная часть законопроекта вносит изменения в статью 32 Жилищного кодекса — где говорится об обеспечении жилищных прав собственников при изъятии земельного участка (где расположен дом) для государственных или муниципальных нужд.
Сейчас в статье 32 написано, что при любом изъятии собственникам полагается «возмещение» — рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Теперь это предлагается дополнить особенностями, которые касаются изъятия жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В этом случае рыночная стоимость жилого помещения будет определяться «с учетом факта непригодности жилого помещения для проживания».
При этом общий размер «возмещения» за жилое помещение в расчете на один квадратный метр общей площади такого жилого помещения не может быть менее 50% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, которую устанавливает Минстрой для соответствующего региона.
Определение «рыночной стоимости жилого помещения» — один из самых спорных вопросов, который возникает при изъятиях земельных участков.