Сюжеты · Общество

Без четырех G

Санкт-Петербург живет в мобильном режиме: от ВВП до БПЛА

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Периодические отключения или «замедления» мобильного Интернета и мобильной связи под предлогом обеспечения безопасности — невеселая особенность, сопутствующая жизни петербуржцев все последние месяцы. Это случается, конечно, не каждый день, но происходит регулярно. Причем по разным причинам — не только в связи с опасностью появления беспилотников. Такого нет даже в Белгороде.

Когда отключения случаются, популярные городские СМИ опрашивают читателей: как там у вас в районе, работает интернет и связь? Публикуют графики и собирают комментарии от горожан.

Комментарии, которые присылают, не всегда бывают цензурными — не все готовы входить в положение и мириться с отсутствием связи.

Потому что зависают банковские и другие мобильные приложения, в том числе вызовы скорой или такси, невозможно получить экстренную помощь и другие услуги, оплатить покупки, связаться с родственниками, друзьями или коллегами по работе — исчезает все то, к чему современный человек привык как к необходимой инфраструктуре жизнеобеспечения, а вовсе не как к иногда предоставляемой роскоши.

Все это во время передвижения по улице (или там, где нет проводного интернета или вайфая) оказывается недоступным.

А есть еще такая проблема, как больницы. Те, кто в них лежит, жизненно нуждаются в интернете и мобильной связи — для общения с родственниками и получения новостей о происходящем. Но лишь в небольшой части городских больниц есть свободный и постоянный доступ к вайфаю.

То есть сеть Wi-Fi есть практически во всех, но закрытая, только для сотрудников. И лишь в ряде больниц существует отдельная сеть, которая открыта для пациентов и посетителей. Организовать такую возможность не очень дорого: около 200 тысяч рублей в год для одной больницы. Но, судя по ответам из администрации города, на это пока не находится денег, хотя миллиарды рублей тратятся на различные, в том числе информационные, цели, и в том числе для «обеспечения безопасности».

Отвечая на претензии горожан, в Смольном отмечают, что в городе действует более 1000 зон бесплатного вайфая. Однако когда это в конце декабря начали проверять питерские журналисты, выяснилось, что в центре города из 22 мест, где, судя по карте Смольного, есть свободный доступ к вайфаю, городская сеть SPB_Free отображалась лишь на двух из этих точек, но и в этих местах войти в интернет оказалось проблематично.

Положение пытается исправить бизнес: предприниматели, владеющие торговыми центрами, кафе, ресторанами, гостиницами, организуют бесплатный доступ к Wi-Fi — это привлекает дополнительных клиентов, особенно во время отключений. И, как замечают эксперты, увеличился спрос на «проводной» интернет, который не отключается про общих шатдаунах.

Почему происходят отключения? 

В одних случаях — когда объявляются предупреждения об «опасности БПЛА», в других — когда город посещают высокопоставленные гости (в первую очередь — президент России) или проводятся мероприятия с их участием.

В этих случаях (как, например, в декабре 2025 года, когда проходили мероприятия Евразийского экономического союза и неформальная встреча лидеров стран СНГ), приметой времени становятся не только перекрытый центр города и соответствующие пробки, но и отключения мобильной связи и интернета.

Об отключениях предупреждали — как и о причинах, об этом официально сообщал городской комитет по информатизации и связи. Естественно, со ссылкой на «обеспечение безопасности». Оставляя открытым логичный вопрос о том, почему же в прежние годы, когда проходили различные саммиты или ассамблеи (в том числе СНГ), в городе все-таки ничего не отключали.

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

В последний же раз об отключениях «в целях безопасности» предупреждали 26 января 2026 года, в преддверии годовщины полного освобождения города от фашистской блокады (Путин, как правило, приезжает в эти дни в Петербург, чтобы возложить цветы).

Понятно, что не только Петербург живет в таком режиме — в упомянутом выше Пскове еще в середине декабря, как свидетельствовали и местные жители, и петербургские журналисты, мобильный интернет работал лишь «обрывками», доступны были только сервисы из «белого списка», и попытки пользоваться мессенджерами заканчивались «ошибкой подключения». Но сейчас, как пишут из Пскова, стало гораздо лучше…

Отвечая на жалобы горожан, операторы связи (и не только в Петербурге) при этом говорили и говорят, что от них ничего не зависит и что, отключая связь и интернет и оставляя только «белые списки», они лишь выполняют требования властей. Сами требования при этом не публичны и не формализованы — об очередном «шатдауне» граждане узнают постфактум, когда видят, что связь перестала работать.

Ну а в ближайшем будущем, если примут изменения в закон «О связи», о которых рассказывала «Новая», на отключения нельзя будет даже пожаловаться: они будут легализованы.

Напомним, что по обнародованному законопроекту на операторов связи возлагается обязанность приостанавливать оказание услуг при поступлении соответствующего требования от органов ФСБ «в целях защиты граждан и государства от возникающих угроз безопасности».

При этом перечень «угроз безопасности» в проекте закона не приведен, а нормативные правовые акты президента и правительства, конкретизирующие условия отключений, заранее анонсированы как секретные.

И еще операторы связи освобождаются от гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, если это обусловлено выполнением требований ФСБ.

Четыре года назад к предсказанию такого развития событий почти все отнеслись бы как к крайне неудачной «страшилке». Впрочем, не только к такому предсказанию.

Владимир Максимов