Сюжеты · Общество

Школа выживания

Село Никольск — редкое для России: оно растет и развивается. Но его могут стереть с карты ради 5 млн рублей

Иван Жилин, спецкор

Село Никольск. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

5 февраля в Вилегодском округе Архангельской области пройдет собрание депутатов. Рядовое событие с рядовой повесткой: будут решать вопрос об упразднении средней школы в селе Никольск. Ее пока не собираются закрывать полностью: только сделать филиалом районной школы и сократить старшие классы. И может показаться, что ничего особенного в этом нет: в России с 2000 года закрыли 24 тысячи учебных заведений в селах. Люди разъезжаются, хозяйство приходит в упадок, детей становится все меньше — ничего не поделаешь, естественный процесс.

Вот только случай Никольска — не такой. Село совсем не собирается умирать. Здесь работает крупное сельскохозяйственное предприятие — недавно оно даже выкупило молокозавод в соседнем Котласе и теперь кормит сливочным маслом все соседние районы, есть лесопромышленная компания, полный набор соцучреждений — от детского сада и почты до амбулатории. И даже музей, который ежегодно посещают порядка пяти тысяч туристов и который каждое лето проводит собственный фестиваль с народной музыкой, блюдами из печи и этнографическим компонентом, собирая гостей с самых разных регионов.

Население растет: в 2010 году здесь было 613 жителей, сейчас — не меньше 700. Все потому, что местные предприниматели перевозят людей, готовых работать: помогают с жильем. На окраине села выделено 50 участков под будущие стройки.

Немного таких сел в России, а может стать и того меньше, потому что над Никольском нависла беда.

В ноябре прошлого года жителям сказали, что школу в селе ждет сокращение. Глава округа, выступая перед ними, заявила, что решение принято и мнение людей спросят, но только формально — определяющим оно не будет. Еще и добавила, что 

сокращение ждет все окружные школы, кроме той, что находится в райцентре: остальные сделают ее филиалами, сократят в них старшие классы, а какие-то и вовсе закроют полностью.

На возмущение местных, что некорректно сравнивать их с вымирающими селами, ответила: «Не будет никольская школа исключением, потому что вы тут такие хорошие собрались». Для убедительности уточнила, что происходящее — инициатива министерства образования: не мы, мол, это придумали — указ сверху. И обозначила цель: сократить один класс — сэкономить бюджету 2,5 млн рублей, сократить старшую школу — 5 млн. А выступившая следом председатель окружного собрания депутатов резюмировала: «Время сейчас тяжелое. Идет ***».

Село Никольск. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Время не только тяжелое, но и для сокращений весьма подходящее. Как раз сейчас в десятом классе в Никольске учатся всего два человека, а в одиннадцатом — один. Если промедлить еще пару лет, то в старшую школу пойдут куда более многочисленные классы — по 10 и 12 человек. А дальше — еще больше. Так уж получилось, что Никольск начал интенсивно расти в последние лет десять, когда у сельхозпредприятия сменился глава. Тогда-то и начали завозить в село семьи специалистов с детьми. Не было бы этого, не учился бы сейчас в школе 81 ребенок и не было бы на подходе еще 32 детсадовцев. 

Так что «оптимизировать» старшие классы чиновникам нужно, конечно, сейчас — чтоб все смотрелось как сокращение обычной малокомплектной школы. А что селяне успешно строили будущее — ну, так бывает: не успели достроить.

Если все пойдет по обозначенному окружными властями плану, якобы спущенному сверху, перспектива Никольска понятна. Что такое школа-филиал? Заведение, которое можно закрыть одним приказом директора. Хоть сразу все 11 классов сокращай: экономь не пять, а 55 миллионов. А не будет школы — не будет села.

Поэтому никольшане встали как один: разослали массу обращений, прошлись по всем региональным СМИ и даже подали заявку на референдум о сохранении школы. С референдумом, правда, с ходу не получилось — уже три заявки избирательная комиссия отклонила, но жители не сдаются и пожали уже четвертую. В конце декабря они добились снятия вопроса о сокращении их школы с повестки собрания депутатов. Все остальные школы в итоге идут под сокращение, а никольская пока нет.

Но депутаты — люди настойчивые. И вот собираются рассмотреть этот вопрос снова. Сколько потеряет страна от закрытия никольских предприятий — а это, если не будет школы, неизбежно, что признают и сами предприниматели, — вопрос умозрительный. Но вот только одно СПК «Никольск» с 2020 года получило чистой прибылью больше 5 млн. Так что, выбор простой: или зарабатывать деньги постепенно, но стабильно, или — сэкономить много, но один раз.

Есть ли у вилегодских властей долгосрочный горизонт планирования, они покажут скоро.

P.S.

А журнал «Новая газета» скоро опубликует большой репортаж о закрытии сельских школ. И про Никольск с его смелыми людьми, и про те населенные пункты, где ситуация хуже, и про чиновников, которые пытаются ответить на вопрос жителей: «Почему вы думаете, как сэкономить бюджет, а не как наполнять его?».