Минэкономразвития подготовило проект поправок в Гражданский кодекс, в которых предложило закрепить срок давности для оспаривания сделок приватизации, пишут «Ведомости» со ссылкой на текст законопроекта, с которым ознакомилась редакция.
Инициатива отдельно устанавливает, что срок давности по искам о национализации выбывшего из владения государства имущества не может превышать 10 лет. В законопроекте предложено, чтобы суды отказывали в национализации по искам властей, если истек этот срок со дня нарушения прав при приватизации. Эти требования коснутся «иных гражданско-правовых последствий нарушения требований законодательства о приватизации», цитируют «Ведомости».
Такие меры дадут «гарантии собственности» тем, кто «развивал и инвестировал в предприятия длительные годы», даже если при приватизации свыше 10 лет назад «не все процедуры были выполнены в соответствие с законом», ожидает Минэкономразвития.
- Летом в ходе ПМЭФ-2025 Путин поручил кабмину внести в законодательство поправки для «защиты права собственности добросовестных приобретателей имущества». Он называл приватизацию 1990-х годов во многом «ошибочной» и основанной «на мнении экономистов с мировым именем, в том числе и русского происхождения, которые говорили о том, что нужно приватизировать все что угодно и как можно быстрее и не важно, за что, хоть за 1 доллар». Путин утверждал, что Генпрокуратура занимается «вопросами, связанными с криминальным характером приватизации госимущества», но согласился, что надо установить «здравые ограничительные линии» при национализации.
- Генпрокуратура регулярно подает иски о национализации компаний, заявляя о нарушениях при приватизации или «иностранным контролем» над стратегически важными активами. Одна из громких историй, связанных с приватизацией — национализация Соликамского магниевого завода, старейшего предприятия магниевой промышленности в мире.
- В 2022 году суд постановил изъять доли в СМЗ у его владельцев, а потом, спустя пару лет — у миноритариев, которые приобрели акции компании на биржевых торгах. Это был первый подобный случай в России, и ЦБ выступал против такого решения, указывая, что это подрывает доверие к фондовому рынку.