Комментарий · Культура

Маршрут построен, но ориентиры потеряны

О перформансе Максима Исаева и Алексея Айги PERDRE LE NORD, сыгранного в пяти городах Европы

Алексей Айги. Фото: соцсети

PERDRE LE NORD (дословно — потеря севера», но на самом деле — потеря ориентиров) это совместный перформанс композитора, основателя Ансамбля 4’33″ Алексея Айги и режиссера, художника, сооснователя инженерного театра АХЕ Максима Исаева. И пожалуй, это пример того, каким может быть по-настоящему международный спектакль в исторический момент, когда ориентиры потеряны вне зависимости от того, покинул ты дом или остался в нем. Мир изменился так, что мало кто может похвастаться тем, что легко ориентируется в реальности и строит планы.

Впервые PERDRE LE NORD в формате демоверсии сыграли летом 2025 года на Авиньонском фестивале. В конце ноября премьеру в Риге организовала Латвийская продюсерская компания KatlZ, также она представила совместный перформанс Исаева и Айги в Вильнюсе, Таллине и Хельсинки.

Алексей Айги переехал во Францию в нулевые. Для людей, погруженных в российскую культуру, он стал известен как автор музыки в «Стране глухих» Валерия Тодоровского. Работы Айги замечают и во Франции: например, его музыка прозвучала в документальном фильме Рауля Пека «Оруэлл: 2+2=5», который показали в Каннах в 2025 году, и Айги получил премию Critics’ Choice за лучшую музыку. Да и инженерный театр АХЕ, который Максим Исаев создал вместе с Павлом Семченко, много лет было проще увидеть на каком-нибудь европейском фестивале (например, на эдинбургском Fringe), чем в Москве или Петербурге. Исаев покинул Россию после того, как 27 февраля 2022 года на показе спектакля, номинированного на «Золотую маску», выступил с заявлением «против».

Афиша перфоманса. Источник: соцсети

Организовать встречу Исаева и Айги в одной работе придумала продюсер Евгения Шерменева, которая была замом Сергея Капкова, когда тот возглавлял московский департамент культуры, главой федерального центра поддержки гастрольной деятельности при российском Минкульте, но в 2016 году уехала в Ригу. Так что контекст эмиграции и потери ориентиров у создателей PERDRE LE NORD разный.

Драматургической основой PERDRE LE NORD стали 16 французских идиом, которые «объясняет» Исаев, а зритель может пытаться их разгадать. А может и не пытаться: идиомы перечислены в программке, но скорее приглашают к размышлению и дают дополнительные отправные точки для него.

«Называть вещи своими именами» — первая идиома, а «потерять ориентиры» — последняя. Между ними — «прикусить язык», «ходить вокруг да около» и другие устойчивые выражения, с помощью которых можно описать состояние, в котором мир живет последние три года.

Алексей Айги. Фото: соцсети

На сцене — дуэт одинокого скрипача и мима, который среди коробок с привычными вещами без слов, только с помощью жестов и предметов, рассказывает историю одиночества и потерянности. За час с небольшим, пока идет спектакль, Исаев и Айги ни минуты не играют друзей. Их существование выглядит скорее параллельным движением людей, чьи судьбы пересеклись по воле судьбы. Айги ведет музыкальную партитуру, под которую Исаев предлагает зрителям визуальные шарады.

Вот он кружится, перевязанный поясом, на конце которого закреплены позвякивающие морские ракушки. Вот к голосу скрипки добавляется звук марширующих по столу игрушек. Вот из сложенного из картона контура разбитого сердца вылетает фейерверк — образы из PERDRE LE NORD не навязывают однозначных трактовок и ассоциаций, и при этом в финале спектакля возникает ощущение как после доверительного разговора, или вечера у костра, или наблюдения за закатом. Исаев и Айги не провоцируют на политические размышления, и оттого их совместный перформанс становится устойчивым по отношению к моменту или родному языку зрителя, который будет его наблюдать.

Максим Исаев. Фото: akhe.ru

«Перформанс основан на идее «распаковки», столь популярной в последние годы, — поиска новых эмоций в закрытом, запечатанном предмете, затем вырастающего в распаковку новых смыслов среди коробок, предметов, фрагментов памяти, осколков прошлой или проекций будущей жизни» — говорится в пресс-релизе проекта. Картонные коробки, среди которых разворачивается перформанс и без которых трудно представить себе любой переезд, ведут диалог и с работами американского художника Джозефа Корнелла, создававшего в конструкциях внутри ящиков коллажи из разнообразных вещей — своего рода капсулы воспоминаний.

Исаев и Айги нашли способ без слов превратить ностальгию и боль, которые всегда в той или иной пропорции упакованы в коробки для переезда, в музыку и танец, в которых зритель может отыскать энергию для того, чтобы еще раз посмотреть на собственный компас и построить новый маршрут.

Елена Смородинова