Комментарий · Общество

Замерзающие и отмороженные

Требуется разморозка — отношений, переговоров и чувств

Андрей Колесников*, обозреватель «Новой»

Фото: Александр Река / ТАСС

(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Чем плохи военные действия, так это тем, что из них выпадают люди — во всех смыслах. Лидеры, вожди, полководцы управляют огромными массами солдат и гражданских без имен, возраста, пола. Мыслят в категориях территорий, чертят на картах синие и красные стрелки. В современных условиях военные противостояния и вовсе превращаются в компьютерную игру, в которой есть движущиеся фигурки и предметы, но нет людей из плоти и крови, мыслей и эмоций, привязанностей и предрассудков. Чтобы не видеть в них живых существ, нужно быть сильно мотивированным или отмороженно равнодушным. Все это заканчивается фразой: «Там не люди».

Как же не люди — еще вчера они были ими. Ничем не отличались от таких же, как с этой стороны «линии соприкосновения» — внешне невинное словосочетание, но сколько же за ним страданий. Есть вопрос: «Почему же они не люди?» А если попробовать жить, просто жить? Цивилизация-то у нас одна, не на трех китах стоящая, а на десяти заповедях.

«Замерзла», — пишет пожилая женщина в Киеве. «Можем повторить» — что именно? Очередная годовщина снятия Блокады совпала с энергетическим коллапсом по ту, и по эту сторону границы. Восстанавливаем Советский Союз?

Ну так вся эта энергетическая инфраструктура — советская. Спроектированная и построенная былыми поколениями, предками тех самых людей по ту и по эту сторону границы. И люди замерзают — советские, «рожденные в СССР».

Надпись «Люди» по обе стороны границы — видна ли она операторам дронов и ракет? Людей замораживают, чтобы они что сделали? Сдались. Кому и зачем? Осознали свою иную идентичность. Для чего? Можно было жить не замерзая, не настаивая ни на чем. Все всё поняли. Можно теперь разморозить людей? Живых людей по обе стороны границы, с мамами-папами, малыми или подросшими детьми, с эмоциями и мечтами. Они совершенно не виноваты в том, что у кого-то есть какие-то планы, принципы и стратегии. Давайте разожмем уже челюсти государств и разойдемся — теперь уже, наверное, навсегда — бывшие братья навек.

Нужно энергетическое перемирие, чтобы у просто людей было просто светло и тепло. Чтобы замороженные не считали таких же людей, как они, по другую сторону линии соприкосновения, отмороженными. Это для начала. Переговоры смягчают нравы, в противном случае, если они не приносят мир, люди с этой стороны действительно перестают считать людей с той стороны людьми. Уже 59% российских респондентов, согласно свежему опросу «Левада-центра»*, выступают за усиление ударов по «противнику», раз уж переговорным путем не получается остановить военные действия. Этим респондентам невдомек, что переговоры-то еще и не начинались! Им просто хочется, чтобы все закончилось, — но не за их счет.

Вот так и получается:

энергетическая инфраструктура становится символом этих боевых действий. Как и холод. Такое уже было.

Может быть, попытаться представить себя на месте других. И даже своих — тех, что живут ближе к границе, которая когда-то была мирной и проницаемой.

Ущерб в такой *** может быть только обоюдным. Победителей нет. Сколько еще должно пройти времени, чтобы понять: «по новым данным разведки, мы воевали сами с собой» (это сообщение «иноагента» БГ* было сделано и распространено им почти сорок лет назад — неужели за эти годы забыли все?).

Требуется разморозка — переговорных процессов, отношений, чувств, морали, совести.

Ну извините за причиненные неудобства — в этой подборке мы расскажем о тех, кто замерзает, как в сказке Андерсена «Девочка со спичками». Перечитайте, хотя и Ганс Христиан из «недружественной» страны. Но в сказке есть то, чего нет в холодной, как вечная мерзлота, «тысячелетней истории» — напоминание о милосердии к ближнему.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».