Суд по делу Николая Рыбакова и фотографии Навального на его странице «ВКонтакте» только на первый взгляд кажутся обычными. На самом деле, это редкий случай, когда в процессе такого рода принимает участие профессиональный адвокат, когда осужденный подает апелляцию на решение районного судьи и продолжает доказывать свою невиновность. Но самое главное — на этот раз «экстремистскими» признаны материалы, которых нет в списке Минюста!
— Так что же теперь — срывать могилу Навального в Москве, там ведь тоже есть его фотография? — изумлялся адвокат Борис Грузд, выходя из зала заседаний в Городском суде Петербурга после решения судьи Евгения Хворова.
Решение апелляционной инстанции было вполне предсказуемым. Напомним: в начале декабря 2025 года Выборгский районный суд Петербурга вынес постановление, по которому Николай Рыбаков признан виновным по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичная демонстрация нацистской атрибутики или символики) за публикацию на своей странице социальной сети «ВКонтакте» некролога с фотографией Алексея Навального в день его смерти. Рыбакову был назначен штраф в полторы тысячи рублей.
Казалось бы, копейки, но дело, по сути, не в штрафе, а в политическом расчете: такое решение предусматривает запрет на участие в выборах в течение года. Так что, осеннее волеизъявление граждан в 2026 году может пройти без лидера «яблочников». И не только без лидера: неделей раньше аналогичное решение в отношении депутата Заксобрания Петербурга от «Яблока» Ольги Штанниковой вынес Калининский районный суд. Только она разместила публикацию во «ВКонтакте» в 2013 году, и речь в ней шла об антикоррупционном расследовании Навального. Фактически районные суды Петербурга постарались выкинуть «Яблоко» из выборов.
Защита Рыбакова основательно подготовилась к апелляции: на стол судьи Хворова легла многостраничная жалоба со списком из 13 пунктов, в которых адвокаты указали на массу нарушений, допущенных судом первой инстанции. По мнению защиты, объективная сторона административного правонарушения судом не была установлена. В полицейском протоколе было прямо сказано: «…эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния…», хотя сотрудник полиции, составлявший протокол, вообще не указал, что же вменяется Рыбакову в вину.