Только мы, свернув ваши три года войны
В один завиток грозной трубы,
Поем и кричим, поем и кричим,
Пьяные прелестью той истины,
Что Правительство земного шара
Уже существует.
Оно — Мы.
Велимир Хлебников
Фото: AP / TASS
Только мы, свернув ваши три года войны
В один завиток грозной трубы,
Поем и кричим, поем и кричим,
Пьяные прелестью той истины,
Что Правительство земного шара
Уже существует.
Оно — Мы.
Велимир Хлебников
Последние дни мировая новостная лента стоит на ушах. Забыты вчерашние бурные дискуссии о событиях в Венесуэле и отлавливаемых тут и там танкерах, отодвинуты на второй план Украина и Иран, и даже горячая тема раздрая между Штатами и Европой на почве Гренландии звучит чуть приглушеннее. Все, затаив дыхание, отслеживают, кого позвали в анонсированный президентом Трампом 15 января Совет мира, а кого нет, кто согласился, кто отказался, а кто лишь раздумывает. Отечественные официальные медиа просто зашлись в восторге: нас, нашего президента позвали! И пусть мы пока относимся к категории «раздумывающих», все равно уважение оказано, а значит, мы больше не какие-то международные изгои, а совсем наоборот.
На данный момент из разных источников известно, что приглашение в Совет получили руководители около пятидесяти стран от Австралии до Омана, от Бахрейна до Европейского союза целиком, от Пакистана до Бразилии, плюс Россия и Китай.
Практически сразу от приглашений отказались руководители Украины и Швеции, чуть позже к ним присоединился президент Франции Макрон. Согласились войти в Совет Албания, Аргентина, Венгрия, Израиль, Казахстан, Марокко, Парагвай, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан и Армения.
В социальные сети утекло личное приглашение присоединиться к Совету, направленное Трампом президенту Беларуси Александру Лукашенко. Велеречивость самого текста и количество слов в нем, написанных с заглавных букв впечатляет. Как впечатляет и то, как было сообщено о том, что Лукашенко согласился войти в Совет: в весьма сумрачно-эпичном интерьере, на фоне карты мира он в полной тишине поставил свою подпись на чем-то в торжественной красной папке.
Так или иначе, суета выдалась знатная. Действительно,
президент Трамп своим сообщением о создании «великого и престижного» (все это тоже исключительно с заглавных букв) Совета мира как будто огорошил практически всех.
Нет, все слышали несколько месяцев назад, что такой совет должен быть создан, чтобы координировать урегулирование в Газе, но тут явно шла речь о чем-то большем. Чуть позже появившееся на сайте Белого дома сообщение окончательно всех запутало. В нем говорится о создании не одного, а как будто четырех советов или органов, которые некоторым образом переплетаются между собой.
Первый — Национальный комитет по администрированию Газы, который должен реализовывать на практике вторую фазу принятого осенью мирного плана из двадцати пунктов. Второй — собственно Совет мира, который все это будет стратегически направлять и снабжать ресурсами. Третий — Исполнительный совет Совета мира, который будет решать вопросы, связанные с дипломатическими переговорами, привлечением инвестиций, реконструкцией и так далее. И четвертый — Исполнительный совет по Газе, который будет обеспечивать высокий уровень институционального управления и в целом надзирать там за всем.
Вам понятно, кто здесь «на ком стоял» и зачем? Вот и практически никто в мире ничего не понял, за исключением одной вещи — всем этим будет рулить лично Дональд Трамп. Причем единолично и, вполне вероятно, пожизненно.
Дональд Трамп. Фото: Michael Kappeler / dpa
Чтобы разобраться во всем этом, стоит заглянуть в документы. Их, имеющих отношение ко всей этой истории с «Советом», два. Про первый все знали, но немного забыли. Резолюция 2803 (2025) была принята единогласно при воздержавшихся России и Китае на заседании Совета Безопасности ООН 17 ноября прошлого года. В ней говорится о том, что Совет Безопасности полностью поддерживает «историческую Декларацию Трампа о долговременном мире» и Комплексный план по прекращению конфликта в секторе Газа. А также, кроме всего прочего, «приветствует создание Совета мира в качестве переходной администрации с международной правосубъектностью, которая будет определять общий план восстановления Газы и координировать финансирование соответствующей деятельности согласно Комплексному плану и сообразно соответствующим международно-правовым принципам».
Далее устанавливается, что этот Совет играет свою роль либо строго до того момента, когда завершится реформирование Национальной палестинской администрации и она возьмет под свой контроль сектор Газа, либо до 31 декабря 2027 года. Также в тексте резолюции указывается, что Совет мира имеет право «создать операционные структуры, при необходимости наделенные международной правосубъектностью и полномочиями на осуществление операций для выполнения своих функций».
Что тут первое бросается в глаза? То, что это все строго про конфликт в Газе и больше ни про что. И вообще вся резолюция фактически пункт за пунктом санкционирует то, что уже было зафиксировано в мирном плане, который с большой помпой был подписан при участии Трампа за месяц до этого и первый пункт которого про освобождение заложников к тому моменту был успешно выполнен. А также то, что в тексте этот новый совет называется не как будто более очевидным для подобного случая английским словом «council» (или «assembly», или хотя бы «committee»), а словом «board». Любопытный выбор. Особенно учитывая то, что именно так по-английски называются правления компаний и корпораций.
А дальше следим за руками. В тексте Устава анонсированного сейчас Трампом Совета мира ни слова, ни словечка не говорится о Газе. То есть вообще ни одного.
Что в нем есть, так это прямые указания на то, что этот
Совет создается для того, чтобы стать новой глобальной мировой управляющей всем на свете институцией. Которая должна прийти на смену отживших свой век ООН и ее структур обеспечения глобальной безопасности.
Прямо в преамбуле Устава фиксируется, что «для достижения прочного мира необходимы прагматичный подход, здравые решения и смелость отказаться от методов и институтов, которые слишком часто оказывались неэффективными», а также то, что назрела необходимость «создания более гибкого и эффективного международного органа по построению мирного сосуществования». То есть ООН вычеркиваем.
Чего Трамп особо и не скрывает. Когда его спросили на днях, не станется ли так, что его новоявленный Совет заменит ООН, он честно ответил: «Возможно. ООН ведь не очень-то чему-то помогла. Я большой поклонник потенциала ООН, но она его так и не реализовала в полной мере». Закрывая же вопрос о том, будет ли Совет, согласно утвержденному мандату заниматься Газой, или он про что-то большее, осведомленный высокопоставленный чиновник американской администрации поставил точку: «Это будет Совет мира во всем мире».
Что подтверждает и Устав новой организации. Миссия Совета будет заключаться в том, чтобы «содействовать стабильности, восстанавливать надежное и основанное на законе управление и обеспечивать прочный мир в районах, затронутых конфликтами или находящихся под угрозой конфликтов». В чем-то весьма похоже, к слову, на те весьма общие формулировки из преамбулы к Уставу ООН, которые, однако, далее по тексту подкреплены набором фундаментальных принципов международного взаимодействия.
В Уставе же Совета никаких принципов или еще чего-то сущностного больше не содержится. В нем все исключительно про его регламент и устройство: членами Совета могут быть только те государства, которые приглашены Председателем Совета, продление членства только по решению Председателя, исключить из Совета может Председатель. Собирается Совет там и тогда, когда решит Председатель. Повестку встреч утверждает Председатель. Решения Совета тоже утверждает Председатель. Решения по созданию органов и подразделений принимает Председатель. Исполнительный совет Совета (извините) назначает Председатель. Конфликты в Совете разрешает Председатель. Совет может быть распущен Председателем. Своего преемника назначает Председатель.
Кто у нас Председатель? Дональд Джей Трамп. Прямо так и указано. Смотри статью 3.2.а Устава. И таким образом, не получив вожделенную Нобелевскую премию мира, он, если по каким-то своим причинам значимое количество стран присоединится к его инициативе, может стать «Председателем земного шара». Несколько не по Хлебникову, но Трамп, судя по его варианту убранства Овального офиса, и не то чтобы авангардист. Он — в первую очередь предприниматель, девелопер, бизнесмен.
Весь Устав больше всего напоминает не столько учредительный текст некой международной гуманитарной институции, сколько положение о плюс-минус обычной коммерческой организации или бизнес-клубе. С отстроенной под интересы владельца и учредителя структурой и с его полномочиями, расписанными так, чтобы участники (они же инвесторы) вроде бы и чувствовали свою значимость, но особо ни на что серьезное не влияли.
А также с исполнительным органом, в котором собраны лишь те, на кого можно положиться: Марко Рубио, госсекретарь США (у бедняги скоро не останется места на визитках для должностей), Стив Уиткофф, девелопер и спецпосланник Трампа по важным вопросам, Джаред Кушнер, зять Трампа и предприниматель, Тони Блэр, экс-премьер Великобритании, Марк Роуэн, миллиардер-предприниматель, Аджай Банга, председатель Всемирного банка, и Роберт Гэбриэл, заместитель Марко Рубио и бывший спичрайтер Трампа. Идеальная комбинация из людей, которым вполне можно доверить управление хлопотным хозяйством глобальной безопасности, а также поручить найти на это средства. Точно не Совет, а именно Правление.
Фото: AP / TASS
К вопросу о средствах: согласно Уставу, Совет будет финансироваться странами-участницами, прочими странами (интересно, как их заставят это делать) и организациями. Также предполагается привлечение средств из иных источников. Видимо, возможно приглашение к участию в Совете и бизнес-структур. Во всяком случае некоторые положения Устава этого не исключают.
Наделавшее такого шума в мировом медийном пространстве положение о том, что бессрочное членство в Совете можно приобрести за один миллиард долларов, в нем действительно содержится: участие в Совете ограничено для любой страны тремя годами, но это ограничение снимается, если в первый год после утверждения Устава (интересно, зачем такая спешка) страна внесет на счета Совета тот самый миллиард.
И вообще, в Уставе много весьма любопытных оговорок. Которые все, как одна, развернуты в сторону личных интересов Трампа. Например, одно из положений указывает, что Совет может прекратить свое существование только в четный год (когда у нас там следующие выборы?), но только если Председатель не продлит его мандат не позднее 21 ноября (в какие они будут даты?). Просто прекрасно.
Как на самом деле «прекрасна» сама по себе вся эта операция с Советом мира, который весьма элегантно оказался создан на основе резолюции Совета Безопасности ООН с целью саму эту ООН отменить и заменить, но при этом оставив себе в наследство какую-никакую, но легитимность. Кажется, это называется «недружественным поглощением».
Отталкиваясь от того, как Совет был создан, можно легко предположить, каким инструментарием и приемами он будет пользоваться, реализуя цели своего существования. Вполне вероятно, это можно будет весьма скоро увидеть на примере Гренландии. Поэтому
совсем не удивительно, что создавать различные органы и таким образом фактически вести деятельность Совет начал еще до того, как у него появились страны-члены и Устав, который должен быть именно ими утвержден.
Так просто решением Трампа внутри Совета возник Исполнительный совет по Газе во главе со Стивом Уиткоффом и тот самый Комитет по администрированию Газы, ради которого на самом деле все затевалось. Но это уже никому особо не интересно, потому как Совет, еще формально не родившись, уже перерос свой изначальный мандат.
Это не может не вызывать весьма обоснованных опасений, поскольку в той самой резолюции Совбеза ООН речь еще шла и о том, что Совет мира наделяется правом «создавать временные Международные силы по стабилизации в Газе для развертывания под единым командованием, приемлемым для Совета мира, с участием контингентов, предоставляемых участвующими государствами».
То есть Совет мира получил право завести под своим крылом силовую структуру. И если Трампу показалось возможным и допустимым выкинуть упоминание Газы из общих целей существования Совета, то что ему помешает забыть о ней, когда речь пойдет о том, для каких целей использовать данное фактически ему лично право создавать наднациональные вооруженные силы.
Так мы и оказались в мире, где собственная вполне по бумагам легитимная армия может со дня на день появиться у структуры, управляемой группой предпринимателей, девелоперов и друзей человека, который воспринимает мир как расширение к его резиденции и гольф-клубу в Мар-а-Лаго. Как территорию, которой можно вольготно управлять как элитным бизнес-клубом, если не забыть позвать в него уважаемых людей из России и Китая, и прочих, кто побойчее.
Над этим можно было бы продолжать хихикать как над чем-то слегка безумным и невозможным, и отмахиваться от серьезного разговора о том, куда может привести человечество это новоявленное Правление мира, но не стоит забывать о нескольких очевидных вещах:
Трамп упертый, у него есть цель править миром, у него есть единомышленники-мультимиллиардеры и у него три тысячи семьсот ядерных боеголовок. И уверенность в том, что ему приблизительно все сойдет с рук. Мадуро может подтвердить.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}