Мало какой художник эпохи авангарда в современной России может сравниться по уровню народной любви с Марком Шагалом. Фильм «Шагал — Малевич» Александра Митты, ставший последней работой режиссера, завершается фразой: «Шагал станет любимым художником миллионов, а Малевич изменит наши представления о возможностях искусства». Не сказать, что формула блещет оригинальностью, но с ней, в общем-то, не поспоришь: для истории мирового искусства Малевич гораздо важнее и значительнее, но вот «любовь миллионов» и вправду оказалась на стороне Шагала. Убедительным подтверждением этому является выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в Пушкинском музее — безусловно, самая популярная и громкая экспозиция в Москве прямо сейчас.
Сразу после открытия выставки билеты на нее стали расходиться с впечатляющей скоростью (почти как на новогодний «Щелкунчик»), и эта тенденция сохраняется до сих пор: на данный момент на сайте музея выложены даты до конца января, и билеты на все сеансы раскуплены. Впрочем, некоторые зрители периодически отказываются от посещения, поэтому попасть на выставку можно, если подкараулить день в день или накануне, не появилось ли на сайте несколько лишних билетов.
Медийная поддержка проекта работает более чем эффективно, так что, кажется, все остальные большие экспозиции прошлого года вроде Брюллова в Новой Третьяковке или «Нашего авангарда» в Русском музее немного померкли на этом фоне. Судя по спросу, нет никаких сомнений, что впервые за долгое время Пушкинский музей создал выставку-блокбастер. Рекламный шум вокруг экспозиции даже несколько приглушил горячие дискуссии в связи с новой книгой писателя Льва Данилкина «Палаццо Мадамы», посвященной многолетнему директору ГМИИ Ирине Антоновой и ставшей одним из главных интеллектуальных инфоповодов прошедшей осени. Вместе с тем