Впарке среди высоких берез и сосен открыта ярмарка — продают сувениры, сахарную вату, картины уличных художников. Тут и там поют песни, танцуют. Многолюдно. У фонтана — выставка техники: пожарной и медицинской. Люди фотографируются с ней, забираются в кабины. Это 11 сентября 2021 года. В Бахмуте День города — 450 лет.
Спустя полтора года, в феврале 2023-го, российское государственное агентство РИА «Новости» опубликовало совсем другие кадры: искореженные дома с разрушенными стенами и разбитыми крышами, пустые черные проемы окон. Сгоревшие деревья. Таким Бахмут встретил свои 452.
В зоне боевых действий населенные пункты превращаются в руины. Улицы, по которым гуляли люди, где они назначали встречи, влюблялись, теперь мертвы. Авдеевка, Марьинка, Попасная, Соледар, Часов Яр — десятки и десятки городов, поселков, сел стали свалками строительного мусора, присыпанного серой, тяжелыми металлами и другими остатками боеприпасов.
У человеческой трагедии есть экологическое измерение, которое не исчезнет и с окончанием боевых действий. «Новая» вместе с экспертами разбирается:
- Что делать с руинами городов?
- Можно ли что-то вырастить на полях в зонах обстрелов?
- Чем отравлены реки, озера и Азовское море?
- И остались ли в местах, где прошли бои, хоть какие-то дикие животные?