Сюжеты · Общество

НИИ пропавших бумаг и законов

В Петербурге арестовали защитников здания, которое сносят, несмотря на все написанное на бумаге

Снос здания ВНИИ бумажной промышленности. Фото: Андрей Бок

На одного из защитников здания бывшего ВНИИ бумажной промышленности, которое в эти дни сносят в Петербурге, 54-летнего Антона Глухова, завели уголовное дело о хулиганстве.

Другие защитники, задержанные за попытку остановить снос, арестованы по решению суда по административной статье на разное число суток.

Сам снос при этом даже городским комитетом по охране памятников признан незаконным, но наказаны не те, кто сносил, а те, кто защищал от сноса.

…Телеграм-канал «Петербургская полиция» сообщил, что уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 213 п. «а» УК РФ (хулиганство). Что «по предварительным данным, утром 8 января в ходе конфликта из-за сноса здания НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) мужчина распылил содержимое газового баллончика в лицо 21-летнему охраннику, нанятому с целью не подпускать активистов и жителей окрестных домов к месту работ. Пострадавший обратился к медикам, откуда в удовлетворительном состоянии был отпущен на амбулаторное лечение».

Активисты, видевшие происходящее, в свою очередь уверяют, что когда нанятые застройщиком «охранники» (как они уверяют — люди с лицами, закрытыми масками) повалили Глухова на снег и начали втроем или вчетвером избивать, он, пытаясь подняться, распылил газовый баллончик.

Антон Глухов. Фото: соцсети

Антон Глухов — местный житель, стоявший у истоков защиты ВНИИБ, на протяжении 7 лет не пропускавший ни одного еженедельного народного схода у здания, в декабре 2025 года записывал на видео обращение к президенту Владимиру Путину, прося защитить постройку.

Между тем здание находилось под защитой — защитой закона.

Оно включено в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, который ведется комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 03.07.2015 № 1905.

В этот список включаются объекты, на которые поданы заявки на их выявление в качестве объектов культурного наследия.

Актуальная редакция этого списка от 26.12.2025 размещена на официальном сайте КГИОП, и здание ВНИИБ (2-й Муринский пр., д. 49) в нем присутствует: последнюю по времени заявку на его «выявление» подавали 22 декабря 2025 года.

Фото: Андрей Бок

Пункт 10 статьи 16-1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прямо указывает: «снос объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона, запрещен».

Аналогичная норма — о запрете сноса таких объектов — имеется и в петербургском законодательстве.

Это означает, что ВНИИБ на данный момент (и на момент сноса) находится под государственной охраной, а действия по его сносу подпадают под диспозицию части 1 статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

8 января, когда начался снос, пресс-служба КГИОП сообщила: «В связи с поступлением информации о начале демонтажа здания КГИОП, соблюдая требования действующего законодательства, 08.01.2026 обратился в УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга с заявлением о пресечении правонарушения (КУСП 48 от 08.01.2026), а также направил предостережения в адрес собственника и управляющей компании».

Полиция это заявление, судя по всему, проигнорировала. Во всяком случае, во время сноса она ему никак не препятствовала и никак не пресекала действия «охранников», которые избивали жителей и активистов, пытавшихся не допустить сноса. Напротив, задержала 15 человек, которые провели ночь с 8 на 9 января в полиции по обвинению в нарушении части статьи 20.2.2. КоАП РФ — «Организация массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».

Застройщик — компания «ФСК» — в свою очередь заявил, что у него все законно, и никаких уведомлений от КГИОП он не получал. Утром 9 января прежних «охранников» сменили новые, и снос продолжился.

Общество охраны памятников «Старый Петербург» в связи с происходящим заявило о «категорическом неприятии методов, применяемых застройщиками, действующими с нарушениями действующего законодательства и провоцирующими эскалацию конфликтной ситуации», и о том, что «многолетнее последовательное игнорирование КГИОП авторитетного мнения экспертов и отказ от диалога с общественностью в отношении судьбы здания ВНИИБ свидетельствует о недопустимости кулуарных решений, принимаемых комиссией КГИОП, и необходимости открытого общественного и экспертного обсуждения этого и подобных острых сюжетов».

Фото: Андрей Бок

Тем временем на ситуацию обратил внимание председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

В телеграм-канале СК сообщается, что «в социальных медиа граждане активно оставляют комментарии по теме сноса здания Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) в Санкт-Петербурге. В том числе отмечается, что в конце 2025 года поступило заявление о признании здания объектом культурного наследия и недопустимости сноса. Общественность просит вмешаться в ситуацию Председателя Следственного комитета России».

В результате «председатель Следственного комитета России Бастрыкин А.И. поручил и.о. руководителя ГСУ СК России по г. Санкт-Петербургу Иванову Д.А. представить доклад по озвученной ситуации, принятым процессуальным решениям, дав правовую оценку всем обстоятельствам произошедшего».

Ждем правовую оценку — хотя, если прочитать закон, она в данном случае достаточно однозначна.

  • Что же касается задержанных активистов, то первый из них — программист Илья Попов — получил от Выборгского районного суда шесть суток ареста.
  • По пять суток ареста получили еще четверо, в том числе один из постоянных защитников ВНИИБ Юрий Багров. Остальные получили или арест на срок от суток до трех, или штраф в 15 тысяч рублей.

Пресс-служба судов сообщила, что «эти граждане 8.01.2026 пошли к дому, подлежащему сносу, потому что сами решили, что снос незаконен, препятствовали проезду спецтехники, сломали забор и выкидывали части забора на проезжую часть».

О том, что снос незаконен, между тем заявлял даже КГИОП.

Антону Глухову по уголовной статье грозит до пяти лет лишения свободы. Сейчас он отправлен под домашний арест до 6 февраля (полиция требовала отправить его в СИЗО, но суд не согласился).

«Охранники», нанятые застройщиком, получили за свои «труды» по пять тысяч рублей.

Владимир Максимов

P.S.

Сегодня Выборгский районный суд рассматривал еще два дела защитников ВНИИБ. И дал 7 суток ареста «яблочнику» Роману Асташкевичу, и 8 суток — Кириллу Травкину (одному из авторов коллективного обращения участников СВО к президенту и правительству с требованием спасти от сноса здание школы, где училась Ольга Берггольц на пр. Обуховской обороны, д. 54, и НИЦ Ракетных войск и артиллерии на Хрустальной ул., 1).