Российский интернет медленно, но верно погружается в новую цифровую реальность, где правила диктует не распределенное сообщество пользователей (как изначально и была задумана архитектура Web), а регулятор. Это уже не грубые отключения, знакомые нам по делам Telegram или Twitter прошлых лет, а сложная хирургия доступа. Вместо гильотины — скальпель.
Все началось с незаметной для большинства инфраструктуры. На сетях операторов связи, как подслушивающие устройства на телефонных линиях, появились ТСПУ — «технические средства противодействия угрозам» — это «коробки» у провайдеров, через которые прогоняется весь ваш трафик. Их можно сравнить с постами ДПС на автомагистралях: шлагбаумов много (по операторам и регионам), но правила — единые. По «закону о суверенном Рунете» такие устройства обязаны стоять у операторов связи. Их главный инструмент — DPI (deep packet inspection), то есть «глубокий анализ пакетов». Представьте, что ваше письмо в запечатанном конверте просвечивают рентгеном на таможне. Не вскрывая, по весу вложения, почерку на адресе и «эху» от содержимого определяют, можно ли его пропустить, или стоит изъять. Именно так DPI анализирует даже зашифрованный трафик, вычисляя по метаданным «отпечатки» мессенджеров, соцсетей и запрещенных сервисов.
Первый крупный опыт «мягкой силы» цензуры случился в 2021-м с троттлингом (намеренным замедлением) Twitter. Это был важный сигнал: