Я люблю Филёвскую линию — в отличие от других веток московского метро, она проходит почти полностью над землёй, и пока едешь, можно смотреть из окна на город. Всякий раз, когда поезд выползает из тоннеля на поверхность, испытываешь необъяснимый детский восторг — вагон вдруг пронзают солнечные лучи, люди удивлённо поднимают глаза, многие улыбаются. Сегодня еду в вагоне с группой детей, которые возвращаются со школьной экскурсии. Состав — как всегда, внезапно — выезжает из-под земли, грохочет по мосту над рекой. Дети в дурацких комбинезонах — фить-фить-фить! — подбегают к окнам и шёпотом кричат: «Ва-а-ау!» Я сам живу рядом с таким участком и ежедневно проезжаю по мосту над Яузой мимо заводских корпусов красного кирпича — и хотя я каждое утро вижу этот пейзаж, всякий раз оживляюсь.
Таких мостов в Москве всего пять; по земле проходит только 15 % путей. Московское метро с самого начала рассматривали в том числе как сеть бомбоубежищ — поэтому линии, как правило, прокладывали глубоко под землёй, а стройка не прекращалась даже во время войны. На примере Смоленского метромоста хорошо видно, как менялась политическая конъюнктура: центральный участок Филёвской линии — мелкого заложения; вместо того, чтобы копать тоннель под руслом Москвы-реки, через неё перекинули изящный чугунный мост — в 1937 году война всё ещё не казалась руководству страны неизбежной.
Однако в 1941 году в тоннель Филёвской линии угодил снаряд, поэтому параллельно ей глубоко под землёй проложили линию-дублёр. В 1953-ем, на пике Холодной войны, которая грозилась перейти в горячую стадию, участок Филевской ветки от Александровского сада и до Киевской вообще закрыли. Маршрут вернули в эксплуатацию только в 1958-м, при Хрущёве, когда отношения между сверхдержавами несколько потеплели. В результате в Москве существует две пары одноимённых станций — две «Арбатских» и две «Смоленских» — никак не связанных друг с другом подземными переходами. А у моста по сей день дежурит охрана — взад-вперёд медленно снуют чёрные фигурки постовых: официально любой мост — военный объект.
В 2019 году мост оснастили бегущей строкой — между опорами повесили длинный экран, на который каждый день выводятся разные весёлые сообщения. Москвичам желают хорошего настроения и поздравляют с профессиональными праздниками: «С днём судебного пристава!» или: «Со всемирным днём доброты!»