Закон коснулся не только столицы, но еще почему-то и федеральной территории «Сириус», на границе Краснодарского края и Абхазии.
Это не платные дороги и не места платной парковки, это целые зоны, проезд по которым будет платным.
Причем абсолютно все здесь будет решать исполнительная власть: сама нарисует карты, сама установит порядок и размер оплаты.
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» первоначально предусматривал регулирование достаточно специфических вопросов — организации дорожной деятельности в военное время или при введении военного положения, в целях обеспечения безопасности.
Но затем, как водится в последнее время, при втором чтении внесли поправки из совершенно другой сферы — что позволяет избежать обсуждения и резко сократить время на принятие. И внесли, в частности, изменения в закон «О статусе столицы Российской Федерации», добавив туда статью 22 «Особенности установления и использования платных зон на территории города Москвы».
В этой статье прописано, что «в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного состояния территории города Москвы», в столице устанавливаются платные зоны.
При этом и решение об установлении платной зоны, и границы платной зоны, и сроки ее установления, и методика расчета платы за проезд транспортных средств по платным зонам, и максимальный размер платы, и порядок взимания платы, и порядок предоставления права льготного проезда — всё устанавливается «высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы». То есть правительством Москвы. Оно же определит и «оператора платной зоны». Который будет собирать деньги и организовывать инфраструктуру для оплаты.
Соответствующие изменения вносятся и в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В чем именно в результате введения платных зон будет заключаться «повышение комфортности условий проживания граждан», а также «улучшение санитарного состояния», не уточняется.
Кирилл Янков — председатель Союза пассажиров России и признанный эксперт в транспортной сфере — отмечает, что платные зоны, вслед за платными дорогами и платными парковками, могут быть в арсенале инструментов регулирования движения в крупнейших городах и курортных зонах. Но их цель — именно регулирование движения, а не дополнительные бюджетные доходы.
Между тем, полагает он, сам механизм принятия через внесенную в последний момент поправку напоминает режим «спецоперации», исключающий из обсуждения не только экспертное сообщество и общественность, но фактически и депутатов. И это, считает он, «наводит на мысль, что московские власти будут в таком же режиме «спецоперации» вводить сами платные зоны, тем более что по закону на это уполномочена исключительно исполнительная власть столицы: участия ни городской Думы, ни районных депутатов не предусмотрено».
Ввод новых зон платных парковок в Москве, отмечает Янков, требует обсуждений и голосования районных депутатов, что правильно: платные парковки затрагивают интересы широкого круга москвичей. Но платные зоны затрагивают их еще больше — однако тут никакого общественного участия не закладывается: чиновники всё решат сами.
Что еще важно: принятый Госдумой закон никак не устанавливает критерии, по которым будут определены будущие платные зоны в столице (а также в «Сириусе»).
Ввести их правительство Москвы сможет везде, где захочет. Ограничений никаких. Посмотрели на карту — и нарисовали. И можно собирать деньги.
В учреждении «Администратор московского парковочного пространства» заявили, что этот закон может использоваться для регулирования проезда в «Сколково» и «Москва-Сити», где уже действует механизм платных зон. Но из самого закона это никак не следует: московское правительство сможет хоть всю территорию столицы объявить зоной «платного проезда», и это не удастся оспорить…
Если говорить о чисто «гражданских» проблемах, то (особенно в крупных городах) есть немного столь острых для граждан вопросов, как вопросы платной парковки и проезда.
В свое время, когда вводили платные парковки, жителям долго и красиво рассказывали, что это нужно для разгрузки забитых улиц и обеспечения движения общественного транспорта. И что это исключительная мера.
Но по мере того как эта система вводилась в действие, все яснее и яснее становилось, что в ней главным является чисто фискальный подход: собрать деньги. Заставить платить за то, что раньше было бесплатным. При том, что автомобилисты и так платят транспортный налог, а в цену бензина закладывается немалая доля акциза.
В результате в той же Москве платные парковки уже пытаются распространить на дворы (заняв ими почти все улицы). И нет никаких оснований считать, что с платными зонами будет как-то иначе.
Владимир Максимов