— Когда смотришь на оглавление вашей недавней книги «Перед концом истории «Грани русского антимира» (Freedom Letters, 2025), уже становится тревожно — приставка «анти» приложена ко всем понятиям, о которых идет речь в первой главе: антисоциум, антивремя, антижизнь, антимораль, антибытие. Что она означает?
— Анти — это способ существования общества, коллектива, идеологии, когда они определяются от противного, через отрицание. В свое время Владислав Сурков выдвинул идею «русского мира». В сравнении с предыдущими господствующими идеями, такими как «Москва — третий Рим» (ХVI–ХVII вв.), «просвещенный абсолютизм» (ХVIII в.), «православие, самодержавие, народность» (ХIХ в.), «коммунизм», «классовая борьба», «пролетарский интернационал», «всемирная революция», «реальный социализм» (ХХ в.), эта идея — пустая, просто тавтология. Россия теперь вообще не отождествляется ни с каким проектом, целью, идеалом — только с собой («масло масляное»). Сурков, собственно, и не определил этот мир ничем иным, кроме «желания расширяться»: «Что есть Русский Мир? Эта идея, я ее когда-то ввел в структуру государственной политики… Была такая задача: как сказать об Империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества». Соответствующая практика тоже не обнаруживает содержательной мотивации: расширение во имя чего? Оказывается, что этот мир определяется только «от противного»: анти-Запад, антимодерность.
— Есть ли культурные предпосылки формирования такого антисоциума?
— Антисоциум — это когда люди объединяются на антиобщественной основе, обманывая или обкрадывая друг друга. Если не берешь взятки, то не считаешься своим. В новом фильме Андрея Кончаловского «Хроники русской революции» (в середине 4-й серии) есть сцена, где Распутин дает чеканную формулу антисоциума, укоряя неподкупного полковника Михаила Прохорова: «Вокруг меня жулики, а ты один такой честный. Только вот плохо в тебе, что денег ты не берешь… Ай-ай-ай, ты опасный, Миша, тебя сотоварищи сторониться начнут. Да и грешно это… Тебе Бог деньги посылает, а ты отказываешься… Гордыню усмирить надо». Оказывается, сам Бог велит воровать для укрепления товарищества. Соворность — это как бы изнанка традиционной «соборности», круговая порука в воровстве, насилии, в беззаконии как принцип сплочения общества, да еще освященный свыше (не брать «грешно»). Там, где закон подменяется «благодатью» (пользуясь лексикой «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, XI век), там легко торжествует и «благобрать».