Полвека назад — в 1968-м, году окончания оттепели — Юлий Ким написал «Адвокатский вальс», посвященный двум прославленным адвокатам и правозащитникам, Софье Каллистратовой и Дине Каминской.
С такими, в частности, словами:
Конечно, усилия тщетны
И им не вдолбить ничего:
Предметы для них беспредметны,
А белое просто черно.
Судье заодно с прокурором
Плевать на детальный разбор —
Им лишь бы прикрыть разговором
Готовый уже приговор.
Ведь правда моя очевидна,
Ведь белые нитки видать!
Ведь людям должно же быть стыдно,
Таких же людей не понять!
Написал после дел Иосифа Бродского, Андрея Синявского и Юлия Даниэля, Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова, после ареста и осуждения «пражской восьмерки», вышедшей в августе 1968-го на Красную площадь.
Когда, несмотря на самоотверженную работу адвокатов, было понятно, что приговоры написаны еще до начала суда.
Через двадцать лет, когда начнется перестройка, этот вальс будет казаться уже неактуальным — и Юлий Черсанович почти перестанет исполнять его на своих концертах.
А потом снова начнет.
И при каждом рассмотрении «политического» дела в судах последних лет этот вальс будет вспоминаться.
Вспоминаться вместе с вопросом (возможно, риторическим): почему множество людей готовы без малейших нравственных сомнений и колебаний требовать и давать гигантские сроки заключения за то, что еще несколько лет назад в принципе не считалось криминальным?
За посты в интернете, за публичные выступления с несогласием с происходящим, за мнения, отличающиеся от официальных сообщений, за мизерные денежные переводы организациям, попавшим в списки запрещенных…