Госдума в первом чтении приняла законопроект, ужесточающий регуляцию трансграничной передачи данных. В теории это ничего не значит, но на практике может расширить и без того масштабные репрессивные возможности в отношении как бизнеса, так и граждан. Если совсем коротко — отправил персональные данные не туда — виноват. И что отдельно важно — государство, как всегда, остается безнаказанным.
Если заходить чуть-чуть издалека, то персональные данные россиян — совсем не персональные. Граждане в лице их паспортных данных, почтовых адресов, телефонов и прочей чувствительной информации — давно уже крепостные. То, что преподносится как «защита граждан» или «соблюдение конституции», по факту — обслуживание государственных интересов по менеджменту имеющихся в наличии душ. Вам ничего не принадлежит. Согласия на обработку, которые многие привыкли подписывать не глядя, — даже не правовая формальность. Просто филькина грамота.
В теории весь набор информации — это в прямом смысле собственность. Его можно передать во временное пользование, можно изъять, попросить об удалении. Можно самостоятельно решить, что пора уничтожить, — а это главный признак собственности. Но на практике — все, от вашей биометрии до переписки, в том числе и публичной, если она происходит в российской юрисдикции, — собственность государства. Оно решает, что с этим делать, оно этим активно пользуется и при случае, если что не так, спешит наказать.
Это уже давно перешло рамки патернализма — излишней заботы о населении. По факту — это приватизация всей виртуальной информации.