Сюжеты · Общество

Перевод на китайский

Аэропорт Красноярска становится хабом Поднебесной. Перемену участи сопровождают силовики. Арестован непотопляемый Августинович

Алексей Тарасов, обозреватель «Новой»

Международный аэропорт Красноярск. Фото: Алина Ковригина /ТАСС

Красноярский аэропорт становится китайским хабом. Гендиректор аэропорта Игорь Ивлиев эту цель заявил как стратегическую и последовательно воплощает. В Пекине состоялись переговоры топ-менеджеров сибирского порта (имени Дмитрия Хворостовского) с руководителями ведущих авиакомпаний и аэропортов Китая.

По итогам утекающего года пассажиропоток из Красноярска в Китай вырос на 55% к году прошлому.

Замгендиректора аэропорта Сергей Крупенников говорит об увеличении в 57‒60%, и этот рост прежде всего обеспечивают россияне. Безвиз (для россиян с 15 сентября, для китайцев начал действовать только с декабря) «обеспечит дальнейший динамичный рост». Сейчас из Красноярска летают в Харбин, Пекин (и «Аэрофлот» увеличил туда частоту рейсов), Санью и Маньчжурию. Девять регулярных рейсов в неделю (в Пекин и Санью по три, в прошлую зиму в курортную Санью запустили дополнительный рейс, четвертый). Подписан договор о рейсах в Далянь. Аэропорт планирует также запустить полеты в Шанхай, Циндао и Сиань. И этот список планируют расширять и дальше. Новые рейсы, возможно, откроют уже в следующем летнем расписании.

Аэропорт Красноярска — сейчас второй (после Шереметьево) хаб для «Аэрофлота». Как сообщили в аэропорту изданию «Дела», Красноярску пока технически невыполнимо стать транзитным пунктом, откуда китайские авиакомпании будут совершать полеты в другие города России. Однако вполне возможно позиционировать себя как точку пересадки с рейсов китайских перевозчиков на внутренние маршруты российских компаний. В частности, «Аэрофлота», летающего из Красноярска в 30 городов. Всего же отсюда и сюда летают 20 компаний по более чем 60 направлениям.

Ставка на Америку не сыграла

В 90-е красноярский губернатор Валерий Зубов носился с идеей сделать местный аэропорт хабом для кроссполярных перелетов — из Америки в Китай и Юго-Восточную Азию через полюс, Арктику. Тогда искали союзников и партнеров, прежде всего, в Москве и на Западе. Для этого вообще много чего предпринималось, но Зубов проиграл губернаторские выборы Александру Лебедю и далее уже тот, как умел, двигал этот проект, пока не погиб. План же еще какое-то время жил, но тоже по разным причинам (то отдельная история) провалился. Новый, с Китаем, — менее, чего уж, эффектный и прорывной, но, очевидно, абсолютно исполнимый и уже исполняемый.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Аэропорт Красноярска в географическом центре страны дольше всех (из крупных аэропортов России) оставался в госсобственности, его продали структурам Олега Дерипаски только в 2015-м. Тогда Красноярская ГЭС Дерипаски выкупила за 4 млрд контрольный пакет (51%) «ЭРА Групп» — компании, владевшей (и владеющей) на 100% аэропортом. Неотрывно от контрольного пакета новому собственнику передавалась обязанность инвестировать в реконструкцию порта 17 млрд.

Новый пассажирский терминал действительно еще до СВО построили. Внутри — белый рояль, на котором пассажиры могут сбацать (иногда играют настоящие артисты), копии картин Сурикова, кедровые шишки и осетрина.

Рейсы с некоторых пор объявляют еще и на китайском, но пока после русского и английского (хотя в некоторых портах английский уже не второй, а третий в очереди). Все это вылизанное и ограниченное внутреннее пространство, однако, выглядит насквозь искусственным, поскольку настоящее начинается сразу за стенами.

Недавно оказался в аэропорту без машины и решил добраться до города на автобусе, вместе с прочими пассажирами. Ждали больше часа. Пришла древняя «Газель» на лысой резине. Сиденья застелены грязными тряпками. На фоне того белого рояля, конечно, гостей города впечатляет.

«Зачем столица в Москве, если интересы в Азии?»

Приоритеты Дерипаски и его отношение к Китаю известны. Он о нем говорит неустанно. После начала СВО, в марте 2022-го, рассказывал в Красноярске, на экономическом форуме: «…Я уверен и до этого был, что интересы России в будущем лежат в Азии. Рядом экономика 18 трлн только в Китае; если вы прибросите все остальные цифры, это гораздо больше Европы и с другим динамизмом. Наша упертость на Запад — ну не хотят они нас, ну надо забыть уже. И построить еще одну страну здесь, дать возможность ее построить на других условиях. К сожалению, дальше Братска двинуться не можем — нет инфраструктуры. <…> Зачем нам столица в Москве, если все интересы у нас в Азии? И другое время подлета ракет, и все остальное. Вообще по-другому будет смотреться, если она будет находиться в Новосибирске, Красноярске».

А потом был сентябрь 2022-го, когда компания Дерипаски выкупила у государства за 476,2 млн еще 15% акций аэропорта, увеличив свою долю с 51 до 66%. Причем эти деньги планировали снова отдать аэропорту, структурам Дерипаски — под развитие ими плоскостной инфраструктуры порта, принадлежащей краю.

Олег Дерипаска. Фото: AP / TASS

Еще за несколько месяцев до странной сделки ее схема вызывала у публики множество вопросов и комментариев. Типичные:

— То есть хотят продать часть предприятия, которое приносит прибыль, чтоб вложить деньги в инфраструктуру, которая не приносит прибыль, но от состояния которой зависит прибыль аэропорта, доходы от которого будут идти стороннему юрлицу? Хороший план, надежный как швейцарские часы.

— Верный ход, продать, поделить и бежать.

— Ну сейчас то самое время акции задаром продавать.

Утвердить продажу 15-процентного пакета должно было заксобрание края. Мнения в нем разошлись. Кого не устраивала цена, кого — сама сделка. Надо заметить, что первым гендиректором аэропорта Красноярска от Дерипаски, с 2015-го по 2023-й, был Андрей Метцлер (в дальнейшем руководил холдингом «Сибирские аэропорты», ранее — «Русал Аэро»). На момент выкупа 15% акций Метцлер также был депутатом краевого заксобрания, зампредом комитета по экономике и налоговой политике. И председатель этого комитета Егор Васильев выступил за сделку:

— Стратегическая часть (перроны, взлетные полосы, рулежные дорожки и т.д.) полностью принадлежат государству, в нашем случае краю. Сервисная часть (терминалы, трапы, оборудование, спецтехника и т.д.) принадлежит бизнесу (в нашем случае предприятию с пакетом края в 49% и инвестора 51%). При этом, если у коммерческой компании в аэропортовом комплексе есть желание построить за 400 млн рублей ремонтную зону для самолетов в части собственности края, но при этом нарастить свой пакет акций с 51 до 66% — это со всех сторон хорошая сделка для нас.

Сделка осуществилась, государство оставило себе лишь блокирующий пакет (более 25%). Но что значит «государство оставило»? Записано все это имущество на Красноярский край, его администрацию, а именно на госпредприятие «Центр транспортной логистики» (ЦТЛ). Как выражаются чиновники и юристы, акции у ЦТЛ в «хозяйственном ведении». При этом надо учитывать местные обычаи: чиновники здесь перед Дерипаской стелются ковриком.

Бери больше, Китай дальше

И вот что интересно. Ивлиева, торящего сейчас дороги в Китай и из Китая, назначили гендиректором аэропорта в конце октября. Метцлер, первый гендиректор, в том же октябре Красноярск покинул, ушел из депутатов и возглавил аэропорт маленького Горно-Алтайска (вотчины Германа Грефа и Сбера).

А дальше начались предновогодние чудеса. В начале декабря за бессменным руководителем ЦТЛ с 2007 года Андреем Августиновичем пришли: ему с подельниками вменили преступный сговор, в результате которого краю нанесен ущерб не менее чем в 2 млрд. Речь о той самой сделке с 15% акций компании-собственника аэропорта. Августинович арестован, сидит в СИЗО. Не знаю, как насчитали именно 2 млрд, но у силовиков своя экспертиза, тем более сейчас.

И это происходит как раз в тот момент, когда Ивлиев и другие руководители аэропорта встречаются в Пекине с китайскими товарищами и договариваются работать совместно.

О ЦТЛ, ворочающем миллиардами и управляющем крупнейшими в крае инфраструктурными активами и проектами, и Августиновиче «Новая» подробно писала в серии публикаций весной 2014 года — как 6,2 млрд из бюджета края, выделенные, в частности, этой конторе на латание ветхих электрических и коммунальных сетей, в реальности потекли на поддержку кипрских офшоров, покупку недвижимости недалеко от Кремля, на счета избранных физ- и юрлиц. Поражали тогда не сами схемы — ничего оригинального, а демонстративное нежелание властей замечать эти утечки и интересоваться судьбой денег. Будто речь о медяках.

После вмешательства Кремля и столичных силовиков дело (злоупотребление полномочиями) возбудили как раз против Августиновича. Хотя всем посвященным было очевидно, что он в том схематозе никак не заводила и не организатор. И вскоре претензии к нему стали корректировать, обвинения — переформулировать, в итоге оправдали.

Работа международного аэропорта Красноярск. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Всего, по некоторым данным, тогда Августинович фигурировал в четырех уголовных делах, все о злоупотреблении полномочиями, и все они не помешали ему возглавлять ЦТЛ и дальше. И вот новое. Августинович вину не признает, вместе с ним арестован директор московской фирмы, которая проводила оценку актива (тех 15%). Премьер краевого правительства на то время (2022 год) Юрий Лапшин уже сидит в тюрьме — тоже по вопросам транспортной инфраструктуры, курируемой ЦТЛ (за превышение полномочий при проектировании многострадального красноярского метро). Исходя из логики уголовно-политических процессов последних лет, самое время задаться вопросом: будут ли возвращены в госсобственность эти 15%?

Нюанс в том, чье это. Точнее даже не так: нюанс в том, кто у нас президент. Владимир Путин все свои обещания, данные что крупным политикам, что крупным бизнесменам, всегда неукоснительно выполнял.

Бизнес Дерипаски защищен от раздербанивания в том числе потому, что он давным-давно удачно женился, и развод ничего, по сути, не поменял, он в клане Ельцина, его семьи, поскольку родственников там, пусть даже бывших, связывает владение многими сибирскими активами.

А Путин, как полагают многие, гарантировал безопасность и неприкосновенность предыдущему президенту и его семье, в том числе их доходам и интересам. Во всяком случае, только этим можно объяснить снисходительное отношение власти к перманентному экологическому бедствию в «регионах присутствия» энергометаллургического бизнеса, внушительные доли в котором принадлежат ельцинскому клану.

Пока эти события — китайский вектор красноярского аэропорта и аресты вокруг него по поводу денег — развиваются вроде независимо друг от друга. Их связывает только единство времени и места. Однако, судя по всему, в спецслужбах и власти существуют разные воззрения как на один процесс, так и на другой. И то, что происходит и еще произойдет, увязывается с некоторыми принципиальными соображениями силовиков или даже их убеждениями. И наблюдения за тем, как скоро освободят Августиновича или, напротив, предъявят еще и иск о возвращении в госсобственность доли аэропорта, — много расскажут о сути момента.

Рядовых же пользователей красноярского аэропорта заявленный курс на связь с КНР не может не радовать: китайские товарищи, надо полагать, объяснят коллегам, что нельзя к источнику их благополучия, к людям, относиться как к грязи. И катать их на ржавых «Газелях». Заставят сделать залы для курящих. Особенно меня восхитил аэропорт Саньи на Хайнане, где на вылете просто гигантский тропический сад, внутренний парк, превосходящий по площади и удобствам зал для некурящих (он тоже ничего). В зоне международных вылетов красноярского аэропорта курительной комнаты в принципе нет — как вообще тут собираются принимать китайцев? В зоне внутренних российских рейсов курилку открыли только в сентябре этого года, до этого был крохотный «модуль» (и то лишь с 22-го года).

Если в этом видится борьба за чье-то здоровье (лучше б боролись за коммунизм и мир во всем мире, как раньше), может, отменили бы вылеты в 4‒5‒6 часов утра, перенесли их на человеческое время? Вот это стало бы реальным вкладом в поддержание жизненных сил летающего народа.

…Вот и Дерипаска только что поставил Хайнань нам в пример: «В декабре на острове Хайнань заработает новая зона свободной торговли. Это проверенный инструмент для привлечения капитала <…> льготный режим вводится в целом регионе площадью 35 тыс. кв. км (приблизительно как Ярославская область). <…> Нам в России на заметку с учетом огромного потенциала наших макрорегионов от Сибири до Краснодарского края».

Так проглядывает будущее?

Красноярск

P.S.

Тем временем государство и мастера культуры инвестируют в российско-китайскую дружбу и любовь. В Красноярске при поддержке Министерства культуры России и Фонда кино начали снимать с огромными массовками семейную комедию «Масленица» — что-то вроде бесчисленных «Елок», только весеннее. Те же народные, «теплые» (как говорят авторы) гуляния, только с блинами. Праздник нон-стоп, нескончаемый.

Вот что о сюжете сообщают творцы. Полина мечтает уехать учиться в Китай, но проваливает отбор. Ей дается шанс все исправить — провести масленичную неделю с наглым парнем по имени Ван Ю, сыном высокопоставленного чиновника. «Познакомить китайского студента с русскими традициями». Полина, однако, ломает ногу и отправляет вместо себя встречать китайца и вводить того в мир русской культуры подругу Олю, не знающую ни слова на китайском. Съемки картины — все они пройдут в Красноярске — начались как раз в аэропорту.

Съемки фильма «Масленица», декабрь 2025-го. Фото: LEGIO_FELIX