Комментарий · Общество

Глубокая духовная турбулентность

При сохранении нынешних тенденций можно назвать год, когда РФ станет страной с мусульманским большинством

Празднование Ураза-байрама в Москве. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУРМОЯРОВЫМ ИОАННОМ ВАЛЕРЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРМОЯРОВА ИОАННА ВАЛЕРЬЕВИЧА.

Делать прогнозы — дело неблагодарное. Но сегодня мы живем в такое время, когда не только Россия, но и весь мир пребывают в состоянии глубокой турбулентности. Это заставляет многих православных задумываться не только над собственным будущим, но и над будущим своей страны и православной церкви.

С одной стороны, верно то, что Христос заповедал не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), не терзаться душой о проблемах века сего, не суетиться, а всецело положиться на Бога и делать свое дело, не погрешая перед собственной совестью и людьми. С другой стороны, в церковной традиции это предупреждение Спасителя прилагается к бытовым проблемам, которым люди посвящают неоправданно много времени, оставляя на периферии жизни вопросы веры и духовного развития.

Жизнь человека не ограничивается бытовой сферой, в ней есть вещи высшего, духовного порядка, которые должны волновать, подвергаться анализу и, так сказать, духовной цензуре. Вещи, которые непосредственным образом влияют на наше спасение, на будущее человека в вечности. А значит, нужно уметь оценивать последствия происходящих сегодня процессов, чтобы вовремя корректировать выбранное направление. Этому тоже можно найти аналогию в Евангелии, когда Христос открывает ученикам будущую судьбу Иерусалима и человечества в целом (Мф.24: 1–44).

К какому же будущему движется Россия? По версии официальной кремлевско-церковной пропаганды страна «строит основы новой цивилизации, где наука, техника, высокие технологии, высокие стандарты жизни, образование, искусство, культура соединяются с глубокой и искренней религиозной верой». Однако Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС) предупреждает в то же время о риске исчезновения почти 130 городов страны, в число которых попал, например, Верхний Тагил. Если доверять подобным прогнозам, то в самом ближайшем будущем РФ ждет глубокая трансформация и на этноконфессиональном уровне.

…Испокон веков главными проблемами России называли дураков и дороги. В XXI веке к ним прибавились еще две: тоталитарный режим и демографическая яма.

И если надежда на смену режима еще жива в умах некоторого количества россиян, то ситуация с демографией не позволяет им с оптимизмом смотреть в будущее.

По итогам общенациональной переписи, проведенной в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек. На 1 января 2025 года, по оценке Росстата, в России было уже 146 119 928 постоянных жителей. Однако проблема заключается в том, что прирост был обеспечен за счет Крыма и других регионов, входивших в состав Украины. Естественная же убыль населения, вычисляемая через соотношение смертей и рождений, за последние 15 лет составила 4,4 млн человек. Причем население РФ продолжает уменьшаться из года в год с такой скоростью, что Росстату пришлось засекретить данные по убыли за 2025 год.

Независимые демографы сомневаются в достоверности официальных данных. Так, Алексей Ракша* оценивал население России вместе с Крымом и территориями, присоединенными в 2022 году, в районе 143 млн человек — меньше, чем было до крымских событий 2014 года. По словам демографа, без учета «новых территорий» в России сейчас живет около 140 млн человек. К 2100 году, по его прогнозу, население сократится почти вдвое — до 70–120 млн человек.

Правда, и официальные прогнозы Росстата выглядят неутешительно: в соответствии с самым оптимистичным сценарием, убыль населения в России продолжится до 2030 года. К 2045 году в стране останется 138,8 млн человек (минус 5%) или даже 130,6 млн человек (на 11% меньше, чем сейчас). Все эти цифры приводятся без учета демографических последствий, связанных с военными действиями в Украине и приграничье.

Москва. Мусульмане после торжественного намаза по случаю праздника Ураза-байрам около Московской Соборной мечети. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Более пессимистичную картину рисует в своем докладе «Россия без русских? Катастрофическая демография Путина», представленном на вашингтонском «Атлантическом совете» в августе 2024 года, преподаватель исторического факультета Джорджтаунского университета Харли Балцер. Он указывает, что, согласно сценариям ООН, население России в 2100 году составит лишь от 74 до 112 млн человек. В докладе отмечается: «Все более ограниченная иммиграция и продолжающаяся утечка мозгов делают ситуацию в России особенно сложной».

Столь стремительное падение численности населения России ставит вопрос о контроле над территорией самого большого по площади государства в мире. Но это не главное. Если внимательно проанализировать статистические данные, мы увидим, что сегодня Россия теряет порядка 0,7–0,8 млн человек в год (естественная убыль населения, потери в зоне военного конфликта, эмиграция). А если учесть тот факт, что в российских регионах с преимущественно мусульманским населением происходит пусть и незначительный, но прирост населения, а также то, что каждый год гражданство России получает порядка 200 тыс. иностранных мусульман, то убыль христианского населения можно смело оценивать в районе 1 млн человек в год.

Это значит, что в самом ближайшем будущем произойдут существенные перемены в этноконфессиональной структуре населения России. В уже цитировавшемся докладе Харли Балцера предсказывается: «Население России будет сокращаться до конца XXI века, и этнические русские будут составлять меньшую долю этого населения. Этнические и религиозные группы, которые разделяют «традиционные семейные ценности», поддерживаемые Путиным, в основном не являются русскими».

По утверждениям Духовного управления мусульман Европейской части России, сегодня в стране проживает, по самым скромным подсчетам, чуть более 20 млн мусульман. Согласно статистическим прогнозам ООН, к 2050 году число мусульман в России превысит 30-миллионную отметку. Это без учета того, что в стране на постоянной основе проживает 5–6 млн мигрантов — граждан среднеазиатских государств.

По данным последней переписи, русских в России 105 млн человек. Если тенденция убыли населения сохранится (а скорее всего, она даже ускорится), то к 2050 году русских в России будет около 80 млн.

Таким образом, исходя из обозначенных тенденций, где-то к 2075 году количество мусульман и православных в России должно сравняться. После чего Россия уже получит право называться исламской страной.

Согласно ряду социологических исследований, сегодня в России православными себя называют порядка 70–80% граждан. В 2014 году Фонд общественного мнения (ФОМ) публиковал показатель 68%, а двумя годами ранее — 72%. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения, проведенный НИУ ВШЭ, показал 70,9% православных по состоянию на 2016 год. По данным ВЦИОМ за 2023 год, 57 % россиян назвали себя православными.

Понятно, что для большинства населения России «православие» — это скорее способ этнической, а не религиозной идентификации. Например, «Левада-центр»* оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям» и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православным верующим, вообще полагают, что Бога нет». По разного рода подсчетам (например, посещения храмов на Пасху), количество реально воцерковленных христиан в России на протяжении всей первой четверти XXI века колеблется от 1,5 до 2% от общего числа населения. Воцерковленность остается довольно маргинальным явлением.

Социологические опросы показывают, что ситуация не меняется многие годы, никакие «миссионерские прорывы» патриарха РПЦ или преподавание православия в школах и вузах на нее не влияют. Например, 61% граждан России, называющих себя православными, никогда не причащаются (в 2000 году — 64%), причащаются раз в месяц и чаще 2% (в 2000 году — 1%). Основные посты соблюдают менее 1% опрошенных, а 79% православных практически не соблюдают посты (в 2000 году — 80%). Кроме того, по данным ВЦИОМ, россияне тратят в год на оккультные услуги больше, чем на продукты питания.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Чтобы понять «протокольный» уровень религиозности православных россиян, обратимся к данным МВД за последние 15 лет. Несмотря на все инициативы Московской патриархии по «изменению методики подсчета», например, в рождественскую ночь в храмы России приходит 2–3 млн человек (1,4–2% населения), в том числе в Москве — 100–300 тыс. человек (1–2,5%).

С Пасхой разобраться труднее, потому что в статистику стали включать тех, кто приходит освятить куличи и яйца либо проведать могилы родственников. УМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщает, что на пасхальные богослужения 2025 года в регионе пришло около 120 тыс. человек, в том числе в самом Петербурге — порядка 65 тыс.. Это приблизительно 1% населения города.

Совсем другая картина наблюдалась в советские, даже в сталинские времена. Так, согласно докладной записке уполномоченного Совета по делам РПЦ по Ленинграду и области, направленной на имя председателя совета Карпова (ЦГА СПб., ф.Р‐9324, оп. 3, д. 21, л. 62), в 1950 году в 14 храмах Ленинграда (именно столько в городе было действующих церквей) ночные пасхальные богослужения посетили 75 тыс. человек и еще 90 тыс. присутствовали возле храмов, т.к. не могли попасть внутрь. По данным, которые приводит доктор исторических наук Михаил Шкаровский, в 1949 году количество верующих Москвы, принявших участие в пасхальных богослужениях, составило 300 тыс. человек. С учетом тогдашнего населения двух самых крупных городов СССР это 7% населения Ленинграда и 6% населения Москвы! Получается, что доля воцерковленных людей в РФ сократилась с послевоенного атеистического времени в разы, притом что количество храмов радикально увеличилось!

А теперь посмотрим на статистику посещений мечетей в тех же Санкт-Петербурге и Москве во время главного мусульманского праздника Курбан-байрам. Как сообщает ДУМ Петербурга, праздничный намаз в городе собрал в 2025 году более 300 тыс. мусульман. Самое большое количество верующих — около 150 тыс. — собралось в районе Соборной мечети у станции метро «Горьковская». Из-за нехватки места внутри мечети люди молились на улице. В Москве в четырех мечетях (больше построить не разрешают) на празднование Курбан-байрам собралось 250 тыс. мусульман.

Таким образом, количество мусульман, пришедших в мечети праздновать Курбан-байрам в «православном» Санкт-Петербурге, значительно превышает количество христиан, пришедших в церкви праздновать Пасху. И это при том, что мусульман в России в пять раз меньше, нежели номинальных православных.

Приведенные цифры позволяют понять, каково будет реальное соотношение «практикующих» православных и мусульман в России, если обе эти группы номинально сравняются в количественном отношении. Это итог приспособленческой политики Московской патриархии, неуклонно теряющей доверие населения.

Сегодня трудно сказать, возможен ли еще сколько-нибудь оптимистичный сценарий будущего России. Не исключено, что ее судьба будет подобна участи Византии (не зря пропаганда так упорно подчеркивает преемственность Москвы — Третьего Рима от Второго Рима — Константинополя). Но какими бы ни были прогнозы, лечение лучше начинать, когда правильно поставлен диагноз и обнаружена причина болезни, а не когда недуг приобретает необратимый характер.

Грядущая утрата РПЦ официального статуса государственной религии (который вообще-то и так противоречит Конституции РФ как светского государства) станет стимулом для возрождения в стране свободной православной церкви. А нынешнее религиозно-политическое наследие РПЦ войдет в историю как разновидность язычества — имперско-милитаристский культ «Святой Руси — Третьего Рима».

Иеромонах Иоанн (Курмояров)*

Подготовил к публикации Александр Солдатов

* Минюстом РФ внесены в реестр «иноагентов».