— Ты как будто рисовал на груди мишень каждым своим словом.
— Уж лучше мишень, чем свастику.
Из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
Кадр из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
— Ты как будто рисовал на груди мишень каждым своим словом.
— Уж лучше мишень, чем свастику.
Из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
В российский прокат вышел фильм о Дитрихе Бонхёффере. Ну то есть как вышел — по-пластунски выполз. Сеансы в основном только ночные (начинающиеся около десяти вечера) по одному разу в день (и то не каждый) в одном-двух кинотеатрах крупнейшей сети (и пару раз в неделю в каком-нибудь небольшом, несетевом). Рекламы нет, афиш нет. Да и сам-то прокат начался спустя год после выхода бельгийско-ирландского оригинала.
Если бы не все это, особого внимания к себе фильм бы, скорее всего, не привлекал — был бы просто очередной байопик, которые так любит штамповать европейский и особенно американский кинематограф. Да, герой выбран для жанра нестандартный — про христианских пасторов, восстававших против Гитлера, супергеройские фильмы мало кто снимал, — но во всем остальном кино абсолютно канонично-жанровое, привычное, масскультно-прямолинейное, ничего нового. Новое — в том, с какой опаской эту историю про церковь, отказавшуюся променять Христа на государство и вождя, показывают теперь в России.
В Россию Бонхёффер — именем и книгами — пришел благодаря проповедям и трудам отца Александра Меня, и с тех пор остался достоянием немногих экуменически настроенных богословов. Статистики у меня нет, но предположу, что обычный интеллигент знает о Бонхёффере в лучшем случае три вещи: одну большую — что это протестантский пастор, служивший в Германии во времена Гитлера и выступавший при этом против нацизма, и две маленьких — что он создал Исповедующую церковь, отделившуюся от нацистской рейхсцеркви, и участвовал в заговоре, результатом которого должно было стать убийство фюрера, за что был повешен в концлагере в апреле 1945 года, не дожив до освобождения всего две недели. И конечно, что он автор «Сопротивления и покорности».
Вообще, Бонхёффера постигла та же участь, которая постигает всех героев своего времени: те, кто с ходу не обозвал его варваром и еретиком, начали писать с него иконы. То же самое сделал и режиссер Тодд Комарники, снявший скорее не байопик, а житие святого.
И в целом никаких вопросов это могло бы не вызвать: во-первых, потому что биография Бонхёффера имеет все права на житийность, а во-вторых, потому что темные времена требуют однозначности и нуждаются в абсолютах — как в символах абсолютного зла, по которым можно измерять глубину падения, так и в символах абсолютной верности, несгибаемости и чистоты. Все было бы в полном порядке, назови Комарники свой фильм менее противоречиво — например, так, как названа единственная из переведенных на русский биографий Бонхёффера: «Праведник мира против Третьего рейха». Но фильм называется подчеркнуто провокационно — «Пастор, шпион, убийца» — и это не может не вызывать провокационных вопросов.
То есть в самой по себе биографии пастора нет ничего провокационного — он действительно жил, как говорится в одном из цветаевских стихотворений, «образцово и сжато». Родился в большой семье знаменитого психиатра и все детство дышал пропыленным библиотечным воздухом немецкого академизма. К 23 годам стал доктором теологии, к 25 годам (после стажировок в США и Барселоне) — пастором.
А когда Гитлер победил на выборах и стал рейхсканцлером, уже спустя несколько дней Бонхёффер сразу заявил о своем несогласии — выступив по радио с речью «Молодое поколение: изменившаяся концепция лидерства». Говорил он о том, что всякая власть и всякий авторитет есть в первую очередь ответственность, а не привилегия. Он говорил, что никакой лидер не должен соглашаться на статус идола, который часто пытается присвоить ему общество, и тем более не должен на этот статус претендовать. И еще он сказал, что всякий лидер «должен обратить своих последователей от авторитета собственной личности к признанию истинного авторитета иерархии и институтов».
Биографы пишут, что речь эта была подготовлена еще до выборов и не была прямой реакцией на избрание Гитлера. И все-таки Бонхёффер ее произнес именно тогда, когда понимать сказанное двояко уже никому бы не удалось, и договорить ему не дали: отключили микрофон.
Очень скоро нацисты объявили о создании Немецкой евангелической церкви германской нации, то есть о «деевреизации» церкви, и, по сути, указали Христу на выход из алтаря. На его место поставили нового, арийского, «своего».
И Бонхёффер сразу отреагировал на это словами о том, что церкви пора проявить самостоятельность и перестать обслуживать госнужды.
Как сказано все в той же биографии «Праведник мира против Третьего рейха», Бонхёффер назвал три обязанности церкви по отношению к государству, если эта церковь хочет считать себя действительно христианской:
На этих китах и стояла та Исповедующая церковь, которая противостояла «немецким христианам». В ленте Комарники уместились далеко не все киты, но некоторые уместились, и это снимает вопрос о том, почему в России фильм показывают так неохотно.
Дитрих Бонхеффер с конфирмантами из церкви Сиона, апрель 1932 года. Фото: Википедия
Дальше история Бонхёффера состоит из преподавания, в том числе в независимой семинарии, созданной для воспитания не зараженных нацистской пропагандой священников, из постоянных встреч и разъездов — ему как экуменисту было проще наладить международные связи, благодаря которым он многое сделал для пострадавших от нацистских политрепрессий.
Потом — начало мировой войны и участие в антигитлеровском заговоре, которое заставило его служить в военной разведке и поднимать руку в нацистском приветствии, а всё его не входившее в заговор окружение — считать, что несгибаемый Бонхёффер в конце концов переобулся. Но это шпионство и даже двойное агентство Бонхёффера и в фильме, и вообще чаще всего показывают тоже максимально непротиворечиво — так, как будто это было геройство без полутонов и перед самим героем никаких моральных дилемм не ставило.
Потом были США, куда он успел эмигрировать на одну неделю, спасаясь и от возможного ареста, и от не менее возможной мобилизации. В течение этой недели он решил, что как христианин бегать от креста не имеет права и что должен быть вместе со своей истерзанной церковью и со страной, которую, как говорит герой в фильме, враг захватил прямо изнутри. Как сам Бонхёффер сказал в одной из проповедей: «Нет пути к миру через безопасность. Ради мира надо идти на риск, <…> мир и безопасность — антонимы».
Он возвращается, продолжая благодаря своей должности в абвере (военной разведке) вывозить евреев за рубеж, и в 1943 году его арестовывают. Потом — ожидание суда (тщетное), тюрьма гестапо, Бухенвальд и казнь через повешение в концлагере Флоссенбюрг по личному распоряжению Гитлера, который застрелится ровно месяц спустя. А потом — вечная жизнь в книгах, письмах и дневниках, разошедшихся по всему миру, и слава одного из самых влиятельных теологов века на освобожденной родине.
Все это так, и все это достойно причисления к лику святых, достойно непротиворечивых байопиков в жанре жития. Но все это не делает героя по-настоящему живым, вынося на экран очевидное и оставляя за кадром весь путь, приведший его к этой святости:
все ошибки, все моральные дилеммы, всю внутреннюю борьбу, все усилия, которые пришлось прикладывать, рисуя «каждым словом на груди мишень», — то есть, собственно, саму жизнь.
Кадр из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
О том, как трудно должно было Бонхёфферу становиться символом пацифизма, можно сделать примерные выводы уже по тому, что известно о его детстве. Оно проходило хоть и в кругу здравомыслящих, пацифистски настроенных людей, но все-таки на фоне мощнейшей милитаристской пропаганды, которая охватывала в одну из первых очередей именно детей и подростков — разговорами о важном в школах и поднятиями флагов в детсадах — и которая не могла не задевать самого Бонхёффера.
О нем пишут обычно, что в детстве он обожал играть в войну, во время Первой мировой отмечал на карте флажками все достижения немецкой армии и, судя по письмам того периода, где почти в каждой строчке сквозит адреналиновая дрожь и эйфория, ничего против войны как таковой не имел — скорее восхищался близостью опасности, как любой подросток.
Это отношение к войне как к явлению если не положительному, то по крайней мере природно-нормальному — как к ураганам или землетрясениям, например, — сохранялось в Бонхёффере долго.
Если почитать его докторскую диссертацию Sanctorum Communio, там можно найти многое от того Бонхёффера, которого мы знаем, но и многое от того, в ком еще ничто не предвещало символа пацифизма и сопротивления. Например, он писал в ней следующее (дальше мой перевод с английского перевода, поэтому точность терминов не гарантирована, но гарантирована точность общего смысла):
«Когда раздается призыв к народу, в этом видна рука Бога, лепящая Историю. Точно так же, как когда оказывается призван отдельный человек, он проживает свою собственную историю. Воля Божья распространяется на народ, так же как и на отдельного человека. Когда народ сознательно подчиняется воле Божьей и идет на войну, чтобы исполнить свою Историю, свою миссию в мире, тем самым полностью осознавая двусмысленность греховных человеческих поступков, он знает, что призван Богом, что История должна вершиться, — и в этом случае война больше не является убийством. Бог заботится не только о нации, у него есть цель для каждой самой маленькой общины, для каждой дружбы, каждого брака, каждой семьи».
Опыт последних лет показывает, что такая риторика невероятно далека от пацифизма — по крайней мере, миротворчество не является ее результатом. Тем ценнее и интереснее путь, который прошел Бонхёффер, прежде чем полностью перестроить свою лексику. Насколько я знаю, пока в России системно изучил изменения его этических взглядов только один исследователь — Дмитрий Лебедев, который в диссертации по этой теме привел цитату из одного бонхёфферовского доклада, которая еще меньше напоминает пастора в конце жизни, зато очень напоминает совсем других знакомых нам проповедников:
«Бог создал народы и заложил в них стремление к развитию; развитие одних неизбежно приводит к притеснению других: «Бог призывает народ к расширению, к мощи и победе. <…> Страх и слабость должны быть побеждены мужеством и силой. <…> Разве должен народ отказаться от следования Божьему зову потому, что ему ради этого необходимо переступить через жизнь других народов? Бог — Господин исторического процесса».
Риторику, в которой тяжело найти десять отличий от риторики нынешней российской Z-пропаганды, я цитирую не для того, чтобы погасить нимб над головой Бонхёффера — это не удастся даже тем, кто захочет. Цитирую я это для того, чтобы, во-первых, стало понятно, что критическое мышление в умных головах всегда победит пропаганду — просто для этого нужно время. А во-вторых, чтобы показать, сколько сил пришлось приложить Бонхёфферу, чтобы понять, где и в чем он ошибся.
Насчет того, что именно развернуло Бонхёффера к бескомпромиссному пацифизму, пишут разное. Одни — что триггером была смерть любимого брата Вальтера на фронте Первой мировой (этот вариант выбрала и съемочная группа фильма, но убедительным он не кажется — Вальтер погиб задолго до того, как Дитрих начал работать над докторской). Кто-то пишет, что в один из кризисных моментов своей жизни пастор просто наконец по-хорошему вчитался в Нагорную проповедь. Но один из самых убедительных, как кажется, вариантов описан в упомянутой биографии «Праведник мира»:
якобы Бонхёффер в 1929 году пошел смотреть экранизацию Ремарка «На Западном фронте без перемен» и после этого уже не мог не ненавидеть войну — так же, как не мог не ненавидеть смерть.
Против проката фильма была организована большая кампания: гитлерюгенд проводил рейды по кинотеатрам и срывал сеансы, и вскоре лента была запрещена к показу и вышла заново только в 1945 году — но, по крайней мере, один великий человек посмотреть ее и сделать нужные выводы все-таки успел.
Судя по всему, и сама роль голоса христианства, вопиющего в пустыне нацизма, Бонхёфферу далась далеко не сразу и не без внутренних метаний. Не только из-за понятного страха перед тем, что ему за это грозило, но и перед страхом за собственную неготовность к этой роли. Мало какой биографический текст о нем обходится без упоминания ветхозаветного пророка Иеремии, образ которого для Бонхёффера был очень значим. В начале этого библейского текста сказано:
«И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь» (Иер. 1:4–1:8).
Кадр из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
В проповедях Бонхёффера на эти стихи в красках описывается сцена, как несчастный Иеремия, совершенно не горящий желанием становиться пророком, пытается «спрятаться и ускользнуть», а Бог за ним «гоняется». Так и представляется сцена из старого черно-белого синематографа: седой Бог гоняется за подростком под бодрую игру тапера, а поверх сцены — титры: «Ты пророк, Я сказал! Ты!» Такая чисто по-киношному описанная сцена, повторенная в проповедях не один раз, заставляет предполагать, что и сам себя Бонхёффер часто чувствовал на месте этого слишком молодого Иеремии, совершенно не готового играть ту роль, которую написала ему жизнь, и все же из чувства долга продолжал ее играть.
И Бонхёффер пророчествовал. Он пророчествовал о том, что церковь должна подчиняться только Богу, а не фюреру. О том, что только кричащий в защиту евреев имеет право петь григорианские хоралы. И о том, что просто кричать мало: «Ждать и наблюдать — не христианское поведение. Христианин призван сочувствовать и действовать, в первую очередь не ради собственных страданий, но ради страданий своих братьев, за которых пострадал Христос». И еще — о том, что христианство должно стать безрелигиозным.
Последней его мысли многие не поняли до сих пор — он имел в виду не отказ от веры в то, что Бог есть, а отказ от обрядоверия, отказ от религиозности напоказ, отказ от эзотеризма и оккультизма — от того, что в нацистской Германии вылилось в деятельность организации «Аненербе», а в России — во все ответвления New Age, включая практики Южинского кружка, из которого потом вышел, в частности, Дугин.
То есть Бонхёффер проповедовал христианскую веру без примесей и налетов — чистую и точную, умеющую не только рефлексировать и проповедовать, но и всей своей жизнью доказывать верность тому, в кого и во что веришь.
И еще Бонхёффер проповедовал жизнь. Он возмущался тем, насколько немецкое общество привыкло к насилию, убийствам и пыткам, и напоминал о том, что полезной смерти быть не может:
«Мы удивляем самих себя спокойствием, с каким воспринимаем весть о смерти своих современников. Мы разучились ненавидеть смерть, мы стали различать в ней что-то благое и почти примирились с ней. В сущности, мы сознаем, что уже преданы ей и что каждый день жизни — чудо».
Но во всем этом была серьезная проблема: роль пророка, которую так талантливо исполнял Бонхёффер, имеет одну очень серьезную опасность — в нее никогда нельзя вживаться. Потому что, если человек верит, что способен общаться с Богом напрямую и безошибочно трактовать, в чем Его воля, высока вероятность того, что в какой-то момент он вместо Его воли начнет проповедовать свою собственную, но разницы не заметит. Видимо, как раз это и случилось в тот момент, когда Бонхёффер решил вступить в антигитлеровский заговор.
Кадр из фильма «Бонхёффер: пастор, шпион, убийца»
Осталось много прямых и непрямых свидетельств того, как именно он себе это мероприятие объяснял и как оправдывал собственную готовность к убийству. В «Сопротивлении и покорности», например, есть такая фраза:
«Но гражданское мужество вырастает только из свободной ответственности свободного человека. Только сегодня немцы начинают открывать для себя, что же такое свободная ответственность. <…> Она опирается на того Бога, который требует свободного риска веры в ответственном поступке и обещает прощение и утешение тому, кто из-за этого стал грешником».
Есть и более прямые высказывания — Бонхёффер писал, что убить Гитлера не было бы равно библейскому греху убийства, потому что смерть тирана избавляет от множества других мучений и смертей. Иначе говоря, начался торг: вот здесь еще грех, но вот тут уже вроде как и не очень. По сути, пастор начал воспроизводить собственную риторику о том, что не всякая война = смерть. Риторику, которую, казалось, он уже перерос, но к которой его вернул ужас происходящего в его стране.
В фильме Комарники показано одно покушение на Гитлера. На самом деле покушений было несколько, и все неудачные, причем неудачные чудесным образом: то фюрер взял и уехал спустя пять минут, хотя должен был уехать не менее чем через получаса, то бомба не взорвалась, хотя механизм сработал, то помешал тяжелый дубовый стол. И любой или почти любой верующий на месте Бонхёффера и остальных заговорщиков почти наверняка давно понял бы: если действие встречает на пути столько необъяснимых препятствий, скорее всего, Бог хочет как раз прямо противоположного. Но Бонхёффер продолжал быть абсолютно уверенным в том, что исполняет Божью волю — по крайней мере, так он об этом писал.
Самое трагикомичное в том, что и Гитлер, видимо, был абсолютно уверен, что исполняет Божью волю. Выступая в день последнего неудачного покушения по радио с речью, он об этом и говорил.
Так обе противостоящие друг другу стороны увидели в своем желании убивать знамение свыше — и никто не обратил внимание на то, что в Библии на всех языках в списке десяти заповедей шестой значится «Не убий».
С точкой. Без «но». Потому что Бог, очевидно, тоже ненавидит смерть.
Про последние дни Бонхёффера в лагере мало известно в точности, хотя есть, что называется, канонический нарратив, который и воспроизводит в фильме Комарники. Но то немногое, что, скорее всего, имело место в реальности, — это надпись, которую разглядел Бонхёффер на стене одной из своих камер. Кто-то из заключенных оптимистично нацарапал: «Все это закончится через сто лет».
Прошло восемьдесят.
Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками — нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистники, не рафинированные комбинаторы понадобятся нам, а простые, безыскусные, прямые люди. Достанет ли нам внутренних сил для противодействия тому, что нам навязывают, останемся ли мы беспощадно откровенными в отношении самих себя — вот от чего зависит, найдем ли мы снова путь к простоте и прямодушию».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}