Расследования · Общество

Я в Русский

За четыре года во многих крупных российских музеях сменились директора. Иногда даже дважды. Кто и что за этим стоит

Олег Ролдугин, обозреватель «Новой»

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Из Москвы Елена Анатольевна вернулась довольная. Министерство культуры подписало с ней контракт, по которому она, наконец, должна была возглавить музей, где последние месяцы числилась в ранге врио и где проработала два десятка лет. Контракт был заключен на три года. Проработала в своей должности Елена Анатольевна два месяца и четыре дня. Женщину срочно вызвали в Москву и сообщили, что на ее место нашли «хорошего человека»… И это — не единственный случай.

Современный российский музей — это не только экспонаты. Это еще и деньги, приукрашенные словами о патриотизме и культурном достоянии. Такой один большой «музей нумизматики», в котором культурные ценности отступают под натиском ценностей материальных.

Почти во всех крупных музеях страны за последние четыре года стремительно сменилось руководство, получившее сотни миллионов рублей на реконструкцию их заведений. Так что современный музей — это не только про пропаганду, но и про деньги. И даже не столько про пропаганду, сколько про деньги. Хоть и под видом пропаганды.

Музей Победы превратился в Театральный

Генерал-лейтенант Владимир Забаровский умер весной 2017-го. До этого уроженец Украины, выпускник Высшего пограничного военно-политического училища КГБ и член Политсовета столичной «Единой России» 14 лет занимал кабинет директора Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Музея Победы на Поклонной горе. С его смертью на Поклонку пришла команда Владимира Мединского, на тот момент — министра культуры России.

С подачи Мединского директором музея стал (и до сих пор остается) Александр Школьник — на тот момент советник министра. А должность зама досталась 26-летней Кристине Трубиновой — бывшей помощнице Мединского, которая до этого сидела в министерской приемной. С появлением в музее новой команды стоимость билетов там значительно возросла, зато появилась отдельная экспозиция, посвященная борьбе с нацизмом в «бандеровской Украине». Любой каприз за наши деньги.

Александр Школьник. Фото: Донат Сорокин / ТАСС

При этом зам Школьника Кристина Трубинова сразу после назначения оказалась в центре скандала по подозрению именно ее, а не Украины, в пропаганде нацизма — в соцсетях девушка разместила свое фото на фоне знамен Третьего рейха. 

Оппозиционеров за такое сажают — Трубинову просто пересадили.

В 2019 году она (студентка ГИТИСа) стала замдиректора Театрального музея имени Бахрушина. С ее появлением оттуда в знак протеста почти полсотни человек уволились сразу, а в 21-м году, накануне СВО, ушел, отказавшись от утешительной должности президента музея, и его директор Дмитрий Родионов, на место которого назначили студентку Трубинову.

«В прошлом году музей получил 1,5 миллиарда на реконструкцию бывшей санчасти № 32, на создание там музейно-театрального центра с большим выставочным залом, фондохранилищем, помещениями для посетителей, соответствующей инфраструктурой. В этом году до нас доведено порядка 650 миллионов рублей на реставрацию четырех наших исторических зданий на территории главной усадьбы», — так Родионов описывал возможные причины своего смещения.

Кристина Трубинова. Фото: Агентство «Москва»

В музейном мире Трубинову считают человеком, приближенным к Мединскому. Но если так, то не только к нему. По данным «Новой газеты», в последние годы девушка с такими же именем и фамилией совершила несколько загранвояжей в компании выходца из «Аэрофлота» Сергея Обрывалина. Еще в 2016 году они, например, оказались в одном самолете, летевшем на новогодние праздники в Мюнхен, в январе 2022-го посетили Дубай…

В 2015 году Обрывалин получил пост замминистра культуры, а с 2020 года он в министерстве уже— первый зам. Курирует, кстати, департамент музеев и поддержки циркового искусства. При этом кабинет замдиректора департамента на какое-то время занял Дмитрий Трубинов, как выяснила «Новая», человек с такими же именем и фамилией — младший брат Кристины. А двоюродная сестра Кристины Анжелика Юсуф стала в ее музее начальником отдела по связям с общественностью. На вопросы «Новой газеты» Юсуф не ответила.

Владимир Мединский и Сергей Обрывалин. Фото:

При этом собственно Музей Бахрушина в порядке исключения почему-то входит в Минкульте в сферу ответственности не Обрывалина, а другого замминистра — Андрея Малышева, бывшего директора Росконцерта, где недолго проработала Трубинова…

Словом, если на театральной сцене висит ружье, оно обязательно выстрелит, а если в Театральном музее во время дорогостоящей реставрации происходят подобные назначения, это, наверное, тоже чей-то сценарий.

Зять Рогозина и генеральские дочки

Реконструкция в здании Политехнического музея тянется уже 12 лет. Сначала обещали, что работы закончатся в 2018 году, потом — что в 2020-м, затем — в 2021-м и в 2025-м. Музей до сих пор не открыт. 

В 2013 году смета его реконструкции составляла 7,7 млрд рублей, сейчас уже — втрое больше.

Новые расходы требуют и нового директора. Два года назад президентом Политехнического стал глава Курчатовского института Михаил Ковальчук, а директором — Дмитрий Кожанов, как писали СМИ, «помощник президента национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Больше о Кожанове не было не известно ничего, кроме того, что к музеям он прежде имел отношение исключительно как их посетитель (да и то не факт).

«Новая газета» выяснила детали биографии нового директора. Помните скандал, когда несколько лет назад главой Сочинского национального парка пытались сделать племянницу Дмитрия Рогозина Дарью Филиппову? Так вот: Кожанов — ее бывший муж.

Дмитрий Кожанов. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Кожанов, или по крайней мере его полный тезка, имел отношение к Центральному научно-исследовательскому институту экономики, информатики и систем управления — это головное предприятие АО «ОПК» в составе Госкорпорации Ростех в области военно-экономических исследований и работ по проектированию и построению информационных технологий военного и двойного назначения. Туда Кожанов, выпускник Военного Краснознаменного института, был назначен приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны, а после этого возглавлял ростеховский же НИИЭТ — Научно-исследовательский институт электронной техники. О его вероятных связях с Лубянкой прежде не было известно. Разве что Политехнический музей находится на одной площади со зданием ФСБ. Но ныне некоторые знакомые Кожанова почему-то называют его «генерал».

Впрочем, к ФСБ руководство музея имело отношение и прежде. До Кожанова реконструкцией Политехнического занималась Елена Проничева, младшая дочь бывшего первого замдиректора ФСБ и руководителя погранслужбы Владимира Проничева. Теперь она возглавляет Третьяковскую галерею, которая в прошлом году закончила возведение нового корпуса на Кадашевской набережной и в следующем планирует заняться реконструкцией старого — на Крымском Валу. 

Еще до прихода в музей Проничевой Счетная палата критиковала Третьяковку за увеличение сметы на строительные работы, но с назначением Проничевой эти расходы еще более возросли. И к новому директору претензий не предъявляет никто.

Елена Проничева. Фото: Агентство «Москва»

В попечительский совет Третьяковки входит заместитель председателя правления Сбербанка Ольга Голодец. Согласно последней обнародованной декларации, официально у Елены Проничевой мужа нет, зато есть дети (в 2010 году ее трехлетний сын даже приобрел квартиру в Хамовниках, которая сегодня стоит около 150 млн рублей). Однако музейные сотрудники называют нам фамилию ее мужа (известна редакции) и предполагают, что он трудится в Сбере. После перехода Проничевой в Третьяковку Сбер выступил генеральным партнером одного из проектов галереи — выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». А в прошлом году Государственная Третьяковская галерея при поддержке «Сбер Капитала» провела арт-вечеринку для меценатов и жителей элитной «Резиденции 1864» (там находится одна из самых дорогих квартир в России — с видами на Кремль).

Вице-президентом Сбербанка и директором его правового департамента работает Игорь Кондрашов, человек с такой же фамилией — муж старшей сестры Елены Проничевой, Екатерины, тоже музейной работницы (в ее декларации — 232-метровая квартира в доме на Арбате, где раньше был известный магазин «Диета»). Прежде супруги вместе начинали карьеру в юридической фирме «Юст», но в 2014 году Екатерина заняла пост первого заместителя гендиректора «ВДНХ», а в 2022-м возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ), который тоже сотрудничает со Сбером в ряде проектов. В 2024 году Суздаль отмечал 1000-летие, и для расходования выделенных на торжества средств нужен был человек надежный.

Очень политическая история

С Суздалем получилось вообще интересно. Несколько лет (с перерывом на руководство музеем-заповедником «Херсонес Таврический») ВСМЗ возглавляла авторитетный музейщик Светлана Мельникова. Назначенный на время ее отсутствия директором Игорь Конышев упоминался в скандале с уголовным делом о хищении государственного имущества в особо крупном размере, и проверенную Мельникову отозвали из Крыма обратно.

Светлана Мельникова, Вадимир Путин и Владимир Мединский. Фото: Алексей Дружинин / ТАСС

Но за несколько месяцев до начала военных действий в Украине Минкульт досрочно разорвал контракт уже и с ней. На этот раз — уже без внятного предлога. Новым главой музея стал бывший сотрудник администрации президента, экс-сенатор и ветеран ФСБ генерал-майор Сергей Рыбаков. Но и он удержался в Суздале чуть больше года. Генерала перебросили на более выгодные позиции: сначала во Всероссийский музей А.С. Пушкина в Петербурге, а затем в расположенный там же Государственный музей политической истории России.

Сергей Рыбаков. Фото: Википедия

Вообще-то, когда в 2022 году бывший директор Политмузея Евгений Артемов уходил на пенсию, он был уверен, что его место займет зам по научной работе Елена Лысенко, которую он готовил себе на смену: кандидат исторических наук, лучший экскурсовод, и с коллективом ладит. И Лысенко действительно, спустя год пребывания в ранге врио, стала генеральным директором Музея политической истории. А потом почти сразу контракт с ней в Минкульте расторгли. «На вопросы «почему», ей ответили, что так надо. И на вопрос, кто будет вместо нее, ответили, что хороший человек», — возмущался тогда Артемов. Но человек и правда оказался хороший — экс-сенатор и ветеран ФСБ Рыбаков сумел получить финансирование на реставрацию фасада и ограды особняка балерины Матильды Кшесинской, в котором расположился музей. Сумма госконтрактов музея при Рыбакове возросла на порядок (большая их часть пошла как раз на реставрацию).

Втрое, по сравнению с 2022 годом, вырос портфель госзаказов и в Русском музее. Два года назад в него пришла гендиректором Алла Манилова, подруга Валентины Матвиенко (была ее заместителем в Смольном) и давняя знакомая самого Владимира Путина (как главный редактор «Невского времени» тесно работала с ним во время избирательной кампании Собчака). Накануне назначения ее в Русский по решению Минкульта, Манилова работала в этом самом Минкульте статс-секретарем министра. 

Алла Манилова. Фото: Алексей Даничев / POOL / ТАСС

Так что человек она для министерства тоже не самый плохой. Более профессиональных музейщиков на место главы одного из знаковых культурных учреждений России в правительстве, видимо, не нашли. Ну или не очень искали.

Ай да Пушкинский!

Лояльность даже в музейном деле ценится сегодня больше профессионализма. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак своей независимости никогда не скрывала, а дочь у нее, Анна Монгайт, вообще иностранный агент. Весной 2023 года, не дожидаясь прихода в Пушкинский нового гендиректора, Лошак сама написала заявление об отставке.

Вместо нее Минкульт назначил Елизавету Лихачеву из Музея Щусева, что искусствоведы сочли компромиссом: «Понятно, что человек не совсем из художественного мира, а все-таки из музея архитектуры, но тем не менее это человек с широкой эрудицией и знаниями».

Музей архитектуры имени А.В. Щусева (один из крупнейших в мире центров по изучению и популяризации архитектурного наследия) вместо Лихачевой возглавила Наталья Шашкова, во-первых, кандидат наук, а во-вторых — хозяйка 624-метрового особняка в Новой Москве, так что и в современной архитектуре тоже кое-что понимает.

Но и Лихачева продержалась в Пушкинском недолго. В этом году, после того как она осудила разгром музея ГУЛАГа и распорядилась восстановить на Волхонке таблички «Последнего адреса», на ее место пересадили Ольгу Галактионову из РОСИЗО. Этот центр известен тем, что в «бытность Мединского министром культуры там трудоустроилась его сестра Татьяна Зуйкова, и на бюджетные деньги центр проводил выставки, восхваляющие достижения Минкульта. Причем выставки организовывала фирма жены Мединского». Теперь именно Галактионова будет осваивать бюджетные деньги на обустройство вокруг Пушкинского музейного квартала.

Ольга Галактионова. Фото: Агентство «Москва»

До Галактионовой РОСИЗО руководила Зельфира Трегулова, чью должность в Третьяковке сейчас занимает Елена Проничева. А сейчас центр возглавляет Иван Лыкошин, бывший глава ивент-отдела парка «Зарядье». Вместе с Галактионовой он устраивал там выставку «Искусство пропаганды» с целью «сделать искусство пропаганды видимым в русском сегменте интернета». Актуальная тема.

Не чужд пропаганде и бывший актер Сергей Брюн, который за последние несколько лет сделал стремительную карьеру. В 2018 году он работает в Кремле экскурсоводом, в 2020 году становится научным сотрудником «Оружейной палаты», в 2022-м возглавляет уже весь экскурсионно-методический отдел Музеев Московского Кремля, а с 2023-го руководит целым Новгородским музеем-заповедником.

Назначение Брюна в Новгород совпало с беспрецедентной, по его словам, реставрацией, «уступающей лишь времени восстановления после Великой Отечественной войны». 

Сергей Брюн. Фото: Агентство «Москва»

До него музеем больше 10 лет руководила Наталья Григорьева, и осенью 2022 года с ней продлили контракт, поблагодарив за успехи в работе. А уже следующей зимой объявили конкурс на ее место, о чем она сама узнала случайно. Беспрецедентная реставрация, на которую выделены сотни миллионов рублей, требует беспрецедентных кадровых решений. А Брюн — человек проверенный, на Радио «Россия» ведет программы о патриотизме и откровенно признает: «Я и сам когда-то был не чужд либерального фрондерства. Но когда против твоего Отечества выстраивается фронт из более 50 стран…» Тогда, чего уж, можно и музей возглавить.

Один из немногих островков стабильности, кроме музеев Кремля под руководством Елены Гагариной и Исторического музея Алексея Левыкина, остается, пожалуй, Эрмитаж. Его директор Михаил Пиотровский не раз был доверенным лицом Путина и поддерживал все его начинания. Даже когда музы имеют право сохранять молчание, он отмалчиваться не стал, заявив в 2022-м: 

«С одной стороны, война — это кровь и убийство, а с другой — самоутверждение людей, самоутверждение нации».

Ежегодный бюджет Эрмитажа — 3–5 млрд рублей. Около 80% из них — бюджетные средства, включая транши из резервного фонда правительства. По последней открытой декларации за 2019 год, Михаил Пиотровский только официально самоутвердился за тот период на 22 миллиона рублей. Свой пост в Эрмитаже он в начале 90-х получил почти по наследству: с 1964 по 1990 год музей возглавлял его отец. По наследству он может и передать его своему сыну, вице-губернатору Санкт-Петербурга Борису Пиотровскому. Согласно распространившимся вокруг музея байкам: «В Эрмитаже монархия».

Михаил Пиотровский. Фото: Агентство «Москва»

Остальные музеи пока — просто поместья, и лишь Эрмитаж — как наследная вотчина. Что, в принципе, объяснимо. «Я там родился, вырос, проводил достаточно много времени в этих интерьерах», — признался Путин в прошлом году. Так что, если кто думал, что рождались в Зимнем и бродили по его чертогам только коронованные монархи прошлого, то нет, не только коронованные и не только прошлого.

Неслучайно именно близкому к Путину директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому правительство доверило разработать и утвердить федеральный проект развития музеев в России.

Матрица. Пере(за)грузка

«Музейное дело является важнейшей составляющей сохранения исторической памяти народа о событиях, которые происходили в прошлом», — говорил Путин в 2022 году на встрече в честь 10-летия воссоздания Российского исторического и Российского военно-исторического обществ. К поздравлениям президент добавил пожелание, чтобы в музеях «были представлены не только доказательства наших традиций, нашей истории давно ушедших дней и лет, но и того, что происходило совсем недавно, исходя из текущих событий». О «текущих событиях», которые тянутся с 2022 года, напоминать, наверное, смысла нет.

Весной уже этого года Путин поручил правительству совместно с Союзом музеев России под руководством директора Эрмитажа Михаила Пиотровского разработать и утвердить для этих целей федеральный проект, направленный на развитие музеев в стране до 2030 года. Срок был дан — до 30 ноября. Проект сочинили досрочно, уже к октябрю.

«Новая газета» ознакомилась с его текстом.

Согласно «Национальной программе развития музеев», 

музеи в России выполняют особую миссию — они являются «хранителями и передатчиками культурного кода нации», «святилищем коллективной памяти» и «матрицей национальной идентичности», «хранилищем смыслов, переданных нам в долг», чтобы «обеспечить культурный суверенитет».

Фото: Агентство «Москва»

«Музеи — это не пропаганда, но проповедь. Если пропаганда работает с актуальным моментом, то музей говорит на языке «вчера» и «позавчера», предлагая не быстрый отклик, а глубину осмысления, возможность остановиться, задуматься, увидеть связь эпох», — сказано в документе.

Но особенно эмоциональным там выглядит раздел «Кадровая политика», которая вызывает у Союза музеев тревогу большую, чем даже тлетворное влияние Запада:

«Вызывает обоснованное беспокойство сформировавшаяся тенденция досрочного расторжения контрактов с директорами музеев без каких-либо объективных оснований. При этом отсутствуют как система, так и официальные критерии, учет мнения музейного сообщества при назначении директоров музеев, что неоднократно в последние годы приводило к существенным кадровым ошибкам, не получившим должной оценки. Тревожит выявившаяся тенденция к назначению директорами музеев не имевших и не имеющих отношения к музейной деятельности бывших высокопоставленных чиновников, как на федеральном, так и на региональном уровне. Зачастую они находятся в должности руководителей музеев год-два, а затем перемещаются на другие должности. Только за последние несколько лет более чем в 10% федеральных музеев, подведомственных Министерству культуры РФ, назначены новые руководители, не имеющие ни профильного образования, ни опыта работы в сфере музейной деятельности… Подобными кадровыми решениями обесценивается значение высокого профессионализма и преданности музейному делу лучших представителей музейного сообщества России».

Поздно спохватились. Российские музеи будущего — это уже не только про какую-то там историю или тем более про искусство. И даже не столько про них. Музейных работников сегодня бросили на передовую культурной войны. И в бой там сегодня идут не только одни старики — за проповедь, но и новые кадры — за пропаганду и щедрую плату. А то, что культурная матрица от этого периодически зависает — так это уже не баг, а фича.