Сюжеты · Общество

Без трапов, но с часовней

В Мурманске открыли новый терминал аэропорта. Но что-то пошло не так…

Татьяна Брицкая, редактор отдела расследований

Новый терминал аэропорта в Мурманске. Фото: gov-murman.ru

Очереди, нехватка посадочных мест в зоне вылета, духота и неработающие вендинговые автоматы — таким увидели пассажиры новый долгожданный и с большой помпой открытый терминал мурманского аэропорта. Критические отзывы, фото и возмущение в соцсетях сильно контрастировали с бравурными речами, произнесенными накануне в этом же здании приезжими чиновниками. Терминал открывали помимо губернатора Чибиса зампред правительства Юрий Трутнев и руководитель Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По видеосвязи подключили даже премьера Мишустина. Очень удобно. По видеосвязи не видно, что в здании холодно — к открытию не успели запустить бойлерную… И что вместе с отоплением инвалидов в этом терминале тоже нет: их тут просто не регистрируют, и для прохождения регистрации им нужно зайти в старое здание, затем выйти на улицу и дойти пешком до нового. Но Мишустину такого ведь не покажешь.

При этом новый терминал аэропорта Мурманску был нужен критически — старый, 70-х годов, — устарел морально и физически. Тесный, душный, неудобный — это особенно стало заметно, когда из-за атак дронов многочасовые задержки рейсов стали привычным делом. Несколько задержанных бортов на вылет — и вот в терминале уже негде ни сесть, ни встать.

Ужаснее зала вылета был только зал прилета — с единственной багажной лентой и всегда грязным туалетом.

Туалеты вообще проблема этого аэропорта: местные знают, что посещать нужно только те, что находятся в зоне регистрации, — в чистой зоне они далеко не чистые (зато местонахождение легко узнать по запаху).

Но главной проблемой на Севере было отсутствие телетрапов. В поселке Мурмаши, где находится аэропорт, всегда на несколько градусов холоднее, чем в Мурманске, лютый ветер и часто мокрый снег делали посадку и высадку похожей на экспедицию полярников. А экипажи по прилету буднично предупреждали: «Осторожно, скользкий трап». Ну и отдельное традиционное развлечение — кружение в автобусе по крошечному перрону: от борта до входа в здание обычно не больше 50 метров, но пройти их пешком нельзя, нужно торчать в холодном старом автобусе в ожидании остальных пассажиров. Затем автобус делает разворот — и двери вновь открываются на выход, поездка занимает минуту.

Новый терминал аэропорта в Мурманске. Фото: gov-murman.ru

В общем, строительство нового терминала было едва ли не единственным проектом не самых популярных областных властей, который жители приняли на ура. Предыдущие «стройки века», вроде реконструкции центральной площади или попытки превратить судоремонтный завод в жилой квартал с ресторанами и «термами», вызывали шквал критики.

Тем более строили поначалу довольно быстро. Но там, где быстро запрягают, едут долго — открытие сдвигали, откладывали… Судя по количеству недоделок, отложить должны были еще, но, видимо, губернатору пора было отчитываться перед вышестоящими чиновниками. Потому что местное информагентство через неделю после праздника сообщило, ссылаясь на сотрудников аэровокзала: «После торжественного открытия аэропорта терминал должен был закрываться до устранения неполадок. Но этого не произошло».

Может, и зря — и людей запустили в условия, далекие от идеальных. Сотрудник аэропорта пожаловалась губернатору в соцсетях: «Бойлерная не введена в эксплуатацию (при температуре наружного воздуха -30 ℃ в помещении +11 ℃). Ремонтные работы продолжаются круглосуточно и, следовательно, каждый день мы дышим строительной пылью (уже пришлось обращаться в здравпункт, так как аллергия на пыль). Везде очень грязно! Стены уже покрылись трещинами. Несмотря на обещания руководителей, до сих пор не работает ни одно кафе, указатели о наличии фонтанчиков для питьевой воды есть, но самих фонтанчиков, а тем более воды, там нет. Маломобильных пассажиров продолжают обслуживать в старом здании. Сначала зарегистрируйся в старом здании, а потом самостоятельно следуй в новое здание, при том, что на улице скользко и темно».

Пошли и жалобы от пассажиров:

«На регистрации — неуправляемая толпа, никакого управления потоками. Распечатать посадочные негде — нет стойки саморегистрации. По электронным посадочным не сажают — нечем считывать! Мобильный интернет не работает.

Может, и есть какие-то «белые» списки РКН, но, видимо, аэропорт находится в черном, аэропортовский Wi-Fi с нагрузкой явно не справляется, а режим его работы ограничен несколькими минутами. После чего требуется повторная авторизация. Нет возможности обратиться в представительство авиакомпании — они остались в старом здании. Пока единственный плюс — в туалете побольше кабинок, чем было».

Руководство аэропорта лихорадочно отчитывалось: питьевые фонтанчики заработали, общепит скоро откроется, посадочные уже можно распечатать, а инвалидам могут помочь… по телефону.

Новый терминал аэропорта в Мурманске. Фото: gov-murman.ru

Но вот главное, ради чего и строился терминал, за сутки не поправишь — в новом здании не работают телетрапы. Они есть, но не работают. Руководство аэропорта обещает ввести их или хотя бы один из них в строй к Новому году. Если получится.

Дело в том, что проблема с телетрапами — предсказуемая. Еще два года назад независимый «Арктический обозреватель» писал о нарушениях в проектной документации, из-за которых ФАС пыталась заблокировать тендер на реконструкцию. Тогда подрядчиком была компания «Промстройсервис». Цена контракта — 4,144 млрд рублей с 60-процентным авансом. Деньги шли через «Ространсмодернизацию», полтора миллиарда после расторжения контракта вернуть так и не удалось.

В только что опубликованном отчете федеральной Счетной палаты указано, что госконтракт расторгнут в феврале 2025 года, в отношении подрядчика подано заявление о признании должника банкротом. Особо указано: «Проектная документация, разработанная в 2021 году, теряет свою актуальность». Возбуждено уголовное дело.

Терминал, то есть само здание, построили, а перрон — нет. И под телетрапами оказалась скала, которую не учли при проектировании. Тот же «Арктический обозреватель» ранее предупреждал, что на геологических изысканиях сэкономили.

Зато в здании терминала обустроили часовню. А вот надпись «Город-герой Мурманск» на его фасад переносить не стали, оставили на старом, почти необитаемом. На новом же вместо нее прикрепили любимый слоган губернатора — «На Севере — жить!».