У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.
Лариса Долина. Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Sic transit Gloria mundi, что в переводе с латыни значит: «Так проходит мирская слава».
То есть почести земные, достижения, богатство — всё недолговечно и преходяще. Впрочем, и слава славе рознь. А значит, и проходит она у всех по-разному. Бывает, что остается в памяти благодарных потомков на долгие годы или даже века. А бывает слава дутая — только дунь, и рассыпается в прах. Современный шоу-бизнес особенно горазд «надувать» такую вот славу, сотворяя всеми правдами и неправдами очередного кумира публики. ТВ ему главное подспорье и «подельник».
В сентябре этого года все телеканалы широко праздновали 70-летие Ларисы Долиной. В студии у Андрея Малахова отмечали юбилей в кругу друзей. Юбилярша с победным видом восседала на главном диване, снисходительно принимая поздравления. Малахов и другие «поздравлянты» не скупились на комплименты: «Легенда нашей эстрады», «певица всех времен и народов», «голос нашей души» (где, кстати, сегодня все эти друзья-товарищи? Молчат, словно воды в рот набрали. Не торопятся на защиту своей «королевы»). Ничто в облике героини не намекало на недавно пережитую драму. Шутка ли: мошенники обвели вокруг пальца, помутили разум, выманили деньги за проданную квартиру.
Годом раньше и тоже накануне дня рождения «легенда» как раз призналась: обманули, демоны… отобрали все, что нажито непосильным трудом… Программа «Эксклюзив» на Первом канале завлекала зрителей анонсом: «Только у нас. Первое интервью Ларисы Долиной после скандального обмана. Сможет ли народная артистка спасти положение — вернуть свою квартиру и доказать обман? Что она скажет своим недоброжелателям и как успокоит поклонников? Уроки жизни от Ларисы Долиной».
Народ, конечно же, прилип к экранам телевизоров. Еще бы: уж если Долину развели и кинули, так чего проще нас, простых смертных, подвести под монастырь. Впрочем, буквально на первых минутах шоу ведущий Дмитрий Борисов уведомил простодушных зрителей: интервью записывалось незадолго до того, как стало известно о скандале с квартирой. Поэтому ничего из заявленного в анонсе зрители не услышали. Хотя, судя по всему, деньги за проданную квартиру Долина уже перевела не пойми кому, в эфире пострадавшая держалась уверенно, временное умопомрачение прошло без следа, и певица охотно делилась «уроками жизни». Такими, например: «Я не смотрю назад никогда. И по сторонам тоже не смотрю. Только вперед! Вытираю слезы — иду дальше».
Лариса Долина. Фото: Алена Бжахова / ТАСС
Правда, иногда и по сторонам она все-таки поглядывает. «Я настолько люблю кошек, — откровенничала героиня программы, — что если вдруг я вижу какую-то бездомную кошечку, я могу ее сразу забрать. Потом отдам ее в хорошие руки, но не позволю, чтобы она на улице жила».
Предполагаю, что этих осчастливленных Долиной бездомных кошечек, обретших стол и дом благодаря ее душевной доброте, вспомнила сейчас не я одна. Особенно когда в студии у того же Малахова стали собираться жертвы той самой схемы, которую теперь называют «эффектом Долиной». «Старики-мошенники» — под таким заголовком вышли уже два выпуска малаховского шоу, посвященные квартирным мошенничествам, распространившимся в стране со скоростью эпидемии.
Пенсионеры, как правило, старушки, продают свои квартиры добросовестным покупателям, получают деньги, потом заявляют, что под гипнотическим воздействием неведомо кого отдали все деньги неведомо кому, после чего суд возвращает им жилье, оставляя покупателей и без денег, и без законно приобретенных квартир.
Но что любопытно. Сочувствуя жертвам, Андрей Малахов саму Долину (то есть эту фамилию) вообще не упоминает. Разве что один раз сказал обтекаемо: «История с народной артисткой как-то подтолкнула этих бабушек». Другие каналы вообще держатся в стороне от вселенского скандала. Видимо, ждут указаний свыше: защищать? Прикрывать? Обвинять?
Зато в русскоязычном ютубе, в телеграм-каналах и соцсетях ажиотаж необыкновенный. Имя «легенды» звучит чуть ли не из каждого утюга. Ее уже называют самым ненавидимым человеком в стране
(тоже льстят, конечно, в стране есть кому потягаться с Долиной за это звание, но ввиду недосягаемости иных претендентов на лидерство люди оттягиваются на «певице всех времен и народов»). Причем в охватившей народ ненависти к «нулевой бабке» едины и либералы, и «патриоты», и совсем уж аполитичные граждане. Народ устраивает флэшмоб «Отмени Долину», придумывает фотожабы и пишет пародии на хит «Погода в доме» — очень едкие и очень жестокие.
Некий Сергей Мардан, ведущий программы «Мардан» на канале «Соловьев LIVE», озаглавил свой очередной выпуск так: «Долина хуже Пугачевой». «То, что она сама принимала за народную любовь, оказалось просто узнаваемостью ввиду частого (особенно в последние четыре года) появления в телевизоре… Я провел аналогию между Долиной и Пугачевой, но по сравнению даже с Пугачевой Долина выглядит как человек максимально токсичный».
Вон оно как: истовый Z-патриот клеймит свою же патриотку, которая в его иерархии ценностей оказывается хуже «предательницы» Пугачевой. На самом же деле — просто держит нос по ветру, чутко улавливая общественные настроения и запрос на элементарную справедливость. В глазах большинства людей Долина — олицетворение власти и ненавистной им элиты, интересы которой неизменно защищает суд, самый гуманный и справедливый в мире.
И напоследок о той самой gloria mundi и народной любви. Как ни старались федеральные каналы опорочить Пугачеву, какие только грехи ей ни приписывали, а люди все равно ее слушают, любят и не стесняются обьясняться в этой любви — почти три десятка миллиона просмотров ее интервью Катерине Гордеевой* тому подтверждение. С Долиной же получилось то, что получилось. И здесь прав патриот Мардан:
узнаваемость и частое мелькание в телеящике не равны народной любви, на принуждение к которой не способна даже самая всесильная власть.
Кстати, любовь к ней, родимой, может оказаться такой же эфемерной. Раз — и нету. Или и не было никогда. Разве только по принуждению. Такие вот уроки жизни от Ларисы Долиной.
Тут вот еще какая штука. Никакая подоплека травли кого бы то ни было не оправдывает гнусности самого процесса. Злость, черная зависть, перекосореженное чувство «справедливости», которое начинает бурлить и плохо пахнуть тогда, когда у кого-то (не важно как) все вдруг стало неплохо, — все это и есть основа для того же мошенничества, унижения всех (и себя), тотальных лжи и обмана, становления в позу подчинения и одобрения всякого свинства. Поскребите критиков Долиной, и вы найдете именно тех, кто злорадствовал тогда, когда суды не повернули самым произвольным образом все вспять.
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.
Герой нового выпуска Юрия Дудя* — Александр Архангельский*, писатель, литературовед, педагог, просветитель в самом широком смысле этого слова. Дудь задал ему десятки «стыдных», как он сам говорит, вопросов, о произведениях русской литературы, которые проходят в школе.
Историк и журналист Арсений Веснин в выпуске «Скажи Гордеевой*» в 2025 году попытался повторить путь Одиссея домой.
Интервью с Августом Дилем. Диль известен большинству россиян в основном по роли Воланда в фильме Михаила Локшина «Мастер и Маргарита», но артист переиграл за свою жизнь немало других злодеев. Журналист Владимир Раевский* встретился с ним на Зальцбургском театральном фестивале после премьеры спектакля «Метель» (по Владимиру Сорокину) и расспросил о том, каково все время играть злодеев и может ли зло быть смешным.
В гостях у ведущих ютуб-канала «Шенкин40» журналист и писатель Сергей Николаевич, которого называли лицом современного русского глянца. Теперь он возглавляет журнал «Зима», самое модное русскоязычное издание в Лондоне. В разговоре с ведущими он вспоминает свои встречи с Майей Плисецкой, Аллой Пугачевой и другими звездами русской культуры, а также рассказывает о жизни в эмиграции и грядущем творческом вечере на сцене израильского театра «Гешер», посвященном трем великим театральным режиссерам: Римасу Туминасу, Анатолию Эфросу и Юрию Бутусову.
На радио «Голос Берлина» в программе «Ерофеев forever» писатель Виктор Ерофеев беседует с коллегой Владимиром Сорокиным о том, как страх и насилие во многом сформировали советского человека, о цензуре в советской литературе, литературе как отражении реальности.
Выдающийся российский артист Геннадий Хазанов только что отметил 80-летие. На одноименном с собой ютуб-канале он в автобиографической трилогии откровенно и остроумно рассказывает о себе и своем жизненном и творческом пути. И много показывает, конечно.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}