— Давай вспомним, с чего начался твой кинематографический путь?
— Мне кажется, все началось с журнала «Ролан», который принадлежал одноименному кинотеатру. Тогда мне было лет семнадцать. Примечательно, что это была армянская сеть кинотеатров, и «Ролан» на Чистых прудах в Москве считался ее флагманом. Я жил неподалеку и начал там писать о кино — рецензии, небольшие тексты, интервью. Кажется, мое первое интервью было с Арменом Бадаляном, программным директором всей сети. Сейчас этот факт приобрел для меня новое значение: после твоего вопроса я понимаю, что именно с этого все и началось.
Мое кинематографическое становление, впрочем, началось еще раньше, когда я был просто зрителем. Во времена VHS я смотрел по три-четыре фильма в день: классику, Пазолини, мастеров разных школ. А уже работая в «Ролане», я впервые соприкоснулся с уходящей эпохой советской кинокритики — с ее представителями, которые вроде бы еще оставались в профессии, но уже жили в каком-то ином измерении. Тогда же я застал и важнейшие события, во многом изменившие движение кинематографического процесса России, — выселение Музея кино.
Следующим важным этапом стала работа в компании «Кино без границ», куда меня пригласил Борис Нелепо. Мне тогда было двадцать. Я редактировал культовый сайт arthouse.ru, а когда его идеолог Антон Мазуров ушел из проекта, мы вместе с Анисой Казаковой последовали за ним — и вскоре запустили синефильский kinote.ru. Позже, когда после смерти Ивана Дыховичного фестиваль 2morrow/Завтра стал меняться, Антон, бывший тогда программным директором, Оля, его вдова, и Ангелина Никонова позвали меня в команду. Я отвечал за обновление программы и тогда впервые познакомился с Наумом Клейманом, который впоследствии оказал мне большую поддержку. Потом была работа куратором в кинотеатре «Пионер» и в фонде V-A-C. Параллельно я занимался режиссурой — снимаю короткометражные, более артистические фильмы. Для меня важно сохранять баланс между ролями куратора и режиссера: одна сторона подпитывает другую.
— Будучи одним из ведущих кураторов кино России, в какой момент ты решил переехать в Англию?
— В 2018 году случились два параллельных события, с одной стороны, меня пригласили в фонд V-A-C, запускавший культурный центр ГЭС-2. Это была работа в замечательном фонде, у которого были большие планы. Это не просто кинопрограммы, это создание институции физической как ГЭС-2 и его кинозал, создавать все с фундамента. Вдруг параллельно приходит подтверждение от стипендии, на которую я подавал, была возможность выбрать вузы и программы, которые мне интересны. Я хотел поступить на конкретную программу к ведущему специалисту в Англии по творчеству Годара. В итоге одновременно работаешь на полставки в фонде, у которого был офис в Лондоне и площадка в Венеции, учишься на фултайм, делаешь магистерскую диссертацию, частью которой стала экспериментальная программа This Is Not (a) Cinema в Whitechapel Gallery.