Мой дедушка, журналист и писатель Георгий Осипов, незадолго до смерти подарил мне светло-зеленый 90-страничный альманах (под общей литературной обработкой Льва Кассиля) с нарисованным кожаным мячом и цифрами 19:9 на обложке. «Это не про математику. А про футбол и жизнь. Храни эту память», — сказал дед, который даже к своим книжкам про войну, переведенным, кстати, на многие языки мира, не относился так трепетно. Впрочем, вся страна поздней осенью 1945-го бежала к репродукторам, чтобы услышать от Вадима Синявского прямые подробности динамовских гастролей.
Бело-голубая бригада оказалась на далеких островах не просто так. Будущий президент ФИФА, а тогда секретарь Футбольной ассоциации Англии Стэнли Роуз спросил советских дипломатов, гостивших в октябре в Лондоне: «А смогли бы наши и ваши спортсмены встретиться на прямоугольной площадке?» Формальности утрясли за месяц.
Естественно, без накачек с нашей правительственной стороны не обошлось. Защитник Владимир Савдунин, который в Англию полетел, но на поле не выходил, в начале 2000-х так описывал мне суровую встречу в Кремле: «Нам внушали, что проиграть представителям капиталистического строя нельзя никак. Ничья — это крайний вариант. Причем говорил Берия, а Сталин молчал».