Наш колокольчик продолжает звенеть, колокольчик радости, мира и света. Да и повод для этого что ни на есть светлый. Хотя давайте без повода. Разве для жизни в мире нужен повод? Динь-динь-динь, что в переводе с языка колокольчиков означает «с днем рождения, дорогой наш БГ!». Где бы вы ни находились, мы всегда рядом — ваши слушатели.
Сегодня, Бориса Гребенщикова* поздравляют все, кто с улыбкой и светел душой. Хоть дата и не круглая, но красивая — 72. Например, без нее не обходится ни одна таблица умножения. А если заглянуть под одну из арок виадука за спиной «Моны Лизы» Да Винчи, то мы увидим эти же две цифры. Так пусть ваш свет, Борис Борисович, пронесется чрез века и не потухнет!
Соль / 2014
«Бывают песни, откровенно любящие одиночество. Бывают песни, сразу и с радостью складывающиеся в альбом. А некоторые песни предпочитают маскировку. Именно из таких песен составлен этот альбом Бориса Гребенщикова. Только на последнем этапе записи стало понятно: то, что было записано, — частички единого целого, лучше всего обозначаемого четырьмя буквами: СОЛЬ», Борис Гребенщиков.
Продолжает Юрий из Уфы: «Дорогой и любимый Борис Борисович! Поздравляю Вас с днём рождения! Вы учитель и спасательный остров в этом океане, благодарю Вас за эту мудрость и свет! Каждая Ваша песня — это инструкция, что делать на всякий случай жизни, а без полетов на Аэростате я вообще не могу! Крепкого Вам здоровья! Спасибо».
Табу / 1982
Для субкультуры «ленинградского рока» этот магнитоальбом во многом знаковый. В это время уже сошлись все звезды, сделавшие музыку ленинградцев культурным явлением.
«Начало '82-го ознаменовалось первым концертом реально электрического Аквариума с Ляпиным и Петром (запись этого концерта издана теперь под названием «Арокс и Штер»). Нас (временно) стали литовать, а это значило, что открылся концертный сезон. Но звукозаписи это не отменяло. За неимением хороших клавиш в молоточки пианино были вколочены канцелярские кнопки. Здесь, как и в половине «Радио Африки», аранжировки и отчасти выбор музыкантов многим обязаны Курехину, работа с которым, строго говоря, являлась не работой, а сплошным удовольствием», — рассказывал о записи альбома Борис Гребенщиков.
Сестра Хаос / 2002
«Я воспитан в старой школе Брайана Ино, — говорит БГ, который считает, что студия — это еще один инструмент, и музыка, пишущаяся там, — это отдельное, самостоятельное музыкальное произведение, которое никак не связано с тем, что делается на концертах».
Десять стрел / 1991
О записи альбома рассказывает Борис Гребенщиков: «После «Дня Серебра» не осталось никакого концертного состава (наверное, мы опять были запрещены), и мы играли полудомашние концерты то с Титом и Куссулем, то с Севой, Дюшей и Фаном. По забытым ныне причинам эти две фракции никак не пересекались. И случилось так, что наши старинные американские друзья (много лет мешками возившие нам кельтскую музыку) решили отпраздновать свою свадьбу в Петербурге. Ради такого дела мы взялись сыграть для них концерт необычно, синтетическим составом — вообще все вместе. Сыграли — и получили от этого такое удовольствие, что по-другому играть уже не хотелось. И немедленно начали играть концерты в этом составе (наверное, нас опять разрешили)».
Радио Африка / 1983
«В свое время у нас с Сергеем Курехиным была идея — называть наши общие проекты «Радио Африка». Потом мы отказались от них, но название осталось. В альбоме нет даже такой песни. Я не могу сказать, почему все-таки «Радио Африка» появилось на конверте. Это вышло как-то само собой. То же было и с «Треугольником», и с альбомом «Табу». Сами возникли эти названия, даже помимо нашей воли. Хотя, наверное, можно с некоторой натяжкой сказать, что у нас какое-то время был интерес к африканской музыке. А может быть, этот интерес появился и позже, чем название», — БГ, 1983 год.
Заканчиваем двумя пожеланиями из Санкт-Петербурга.
- Первое от Нины: «Пусть в любой точке мира Вам дышится и творится легко и чудесно. Ваша музыка, как никакая другая, спасает от бездумности, уныния и апатии. Долгих лет, точных нот, важных слов».
- А это от Александра: «Борис Борисович, поздравляю Вас! Когда мне было 19 лет, друг дал мне кассету с только что вышедшим альбомом «Сестра Хаос», я узнал, что музыка на русском языке может быть такой — простой по форме и одновременно глубокой. Мне хотелось цитировать чуть ли не все строки из этих песен. Я отчасти старался жить, сверяясь с Вашими песнями, как если бы это был камертон. Всю русскоязычную музыку с тех пор я тоже сравнивал с «Аквариумом». Спасибо, что научили слышать музыку так. Долгих лет!»
Пески Петербурга / 1994
«На «Песках Петербурга» вышли песни, которые действительно никогда не были записаны. У этого альбома было подназвание, которого почему-то не оказалось на выпущенной пластинке, — «Песни воображаемых 80-х», то, как звучали бы эти песни тогда, если бы их тогда же сыграла эта группа. Это наше воображаемое прошлое», — БГ, 1994.