Власти Тывы задумали попросить китайские и монгольские компании войти в инфраструктурный проект в обмен на доступ к редкоземельным металлам на своей территории, но с условием их переработки внутри России, сообщил спецпредставитель главы Тывы Владислава Ховалыга Владимир Донских.
С монголами из компании «ЧингисХаан» и с их китайским партнером China Railways правительство российского региона решило заключить рамочное соглашении на строительство железнодорожного полотна и, возможно, его электрификации на российской территории. Очевидно, своих сил построить дорогу у республики недостаточно.
Ветку дороги Курагино — Кызыл хотят продлевать до монгольской границы. Донских заявил, что в Монголии такие сделки уже проводились с китайцами, например по территории Монголии ту же ветку дороги как раз строят эти подрядчики.
Строящаяся железнодорожная ветка из России через Монголию в Китай соединит транспортную артерию с месторождениями угля и металлов. Зачем она нужна России? Донских объяснял, что тувинские месторождения сможет использовать формирующийся Ангаро-Енисейский научно-производственный кластер и создаваемый по поручениям президента комплекс переработки редкоземельных металлов полного цикла на юге Красноярского края.
Рамочное соглашение с монгольскими и китайскими партнерами предполагает в перспективе создания холдинга и строительство инфраструктуры по модели концессии. Такая практика хорошо знакома Китаю и широко используется им по всему миру.
Однако в схеме, которую собираются предложить китайцам тувинские чиновники, важно, что добыча и переработка редкозёмов предполагается на российской территории.
Эксперты считают, что это не заинтересует Китай, который является главным в мире поставщиком переработанных редкоземельных металлов и отстаивает свое лидерство. Если же отдать переработку Китаю и только позволить ему вывозить из России сырье, то это уже не будет выгодно России.