Между слов министра финансов
- «Нам удалось найти ресурсы на все приоритеты…. Важно, что мы объединились, сформировали консолидированную позицию — и в парламенте, и в правительстве. Нашли золотую середину, которая обеспечивает принятие бюджета и распределение средств государства на самые важные цели и задачи»,
1. Что сказано: «Бюджет… является сбалансированным и устойчивым».
Что не сказано:
— Бюджет сбалансирован лишь при выполнении ряда оптимистичных условий.
- Заложена цена на нефть Urals в $58 за баррель, при том что осенью 2025 года цена опускалась до $50.
- Не упомянут рекордный ненефтегазовый дефицит в 5,4% ВВП (12,7 трлн руб. в 2026 г.), что свидетельствует о глубокой структурной несбалансированности.
2. Что сказано: «Нам удалось найти ресурсы на все приоритеты».
Что не сказано: Не раскрыт источник этих «найденных ресурсов».
- Основной источник — повышение налоговой нагрузки, в первую очередь, рост НДС до 22%.
Как отмечает Институт Гайдара:
- «Прогноз прироста поступлений НДС в объеме 1,4 трлн руб. вследствие предложенных изменений, на наш взгляд, представляется излишне оптимистичным». .)
Кроме того, при прогнозировании чистого фискального эффекта от указанных налоговых новаций для бюджета необходимо принять во внимание возможные последствия снижения покупательной способности доходов бизнеса и населения, включая потенциальное сокращение поступлений налога на прибыль в федеральный и региональные бюджеты, поступлений страховых взносов и НДФЛ вследствие сокращения фонда оплаты труда. Одним из долгосрочных эффектов может стать риск замедления темпов снижения ключевой ставки ЦБ РФ, что повысит стоимость новых заимствований для Минфина России.
Опыт 2025 года показывает сложность прогнозирования фискальных результатов. Как отмечают эксперты, «при прочих равных условиях повышение ставки НДС на 1 процентный пункт влечет снижение собираемости на 2 п.п.» — эффект объясняется влиянием на потребительский спрос и объемы продаж. Особого внимания заслуживает динамика налога на прибыль. По данным исследований, «сальдированный финансовый результат организаций в действующих ценах снизился почти на 7% относительно уровня 2023 г., что в реальном выражении означает падение более чем на 16%». Эта тенденция создает дополнительные риски для доходной части бюджета.
Не сказано, и какие статьи были урезаны для финансирования приоритетов. Фактически рост одних направлений происходит на фоне скрытого сокращения других.