Идентичность и стратегия дистанцирования
С начала массовой эмиграции из современной России многие эмигранты избегали российской идентичности, стремясь разорвать символические связи с государством, для этого они использовали новые формы самоописания: почти никогда не называли себя россиянами, но солидаризировались по профессии (мы — айтишники, мы — бариста), региональной или национальной принадлежности (мы — буряты), религии (мы — мусульмане) или по ставшему почти универсальным определению «мы — люди общей судьбы». Последнее самоопределение создавало пространство символической безопасности и, как казалось, могло привести к формированию устойчивой групповой идентичности.
Но спустя два года после начала боевых действий я все чаще стала слышать на интервью о том, что люди уходят из телеграм- и ватсап*-групп и сообществ, созданных в изгнании, хотя и признают их общую пользу и ценность для решения профессиональных задач и вопросов, связанных с адаптацией.
Попробовала выделить конкретные триггеры, на которые чаще всего указывали респонденты в ходе интервью.
- Первое, что они почти всегда упоминают, когда говорят о разрыве с сообществами, — рассказы о поездках в Россию, восторги по поводу культурной жизни, музеев и благоустройства. Все это вызывает у них острую и болезненную реакцию. Для тех, кто покинул страну по этическим причинам, подобные слова выглядят как нормализация политического насилия, как нормализация всего, что сейчас происходит в России.
- «Как можно восхищаться городом на фоне всех ужасов? У них ластиком память стирает, они моментально забывают про политзаключенных?! Или им ПРОСТО ВСЕ РАВНО? Как стали слать фоточки с закатом на Патриках, меня передернуло, я поняла — всё, аттанде».
- Второй триггер — ностальгия. Для одной части эмигрантов грустить оказалось, в сущности, не о чем, у них все отобрано, прежней страны нет, для другой — частью нарратива остаются разговоры о прекрасных сервисах в российской столице, которых в Европе днем с огнем не найдешь, о лучших отечественных докторах, замечательных салонах лазерной эпиляции в Питере, вкуснейшей клубнике и пр., — они ездят в Россию, они наблюдают там много хорошего за пределами репрессий и ужасов.
- «Ну и чем это закончилось? Ругала она, ругала, какая тут медицина отвратительная. Даже соборы ей тут не нравились. Фу, говорит, готика, ужас, тупость. Но на написание писем политзаключенным она приходила. Путина ругала, когда была с нами. А в этом сентябре вернулась в Москву».
- «Она в Ёбурге сейчас, ей там комфортнее, врачи, родственники, подружки, то-сё. А я тут. Один. Жду. У меня работа. Да и не тянет. По возрасту не должны призвать. С этим проблем нет. Но тошнехонько туда ехать. Даже на НГ».
- Третий триггер — отправка детей «на лето к бабушкам» в Россию. Те, кто отправляет их туда, обосновывает это тем, что летом в РФ лучше климат, важно общаться с родственниками, культурно развиваться в прекрасных музеях и театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Но для их оппонентов важнее сохранить целостность восприятия и не допускать «размывания» картины происходящего, чтобы «не сводить детей с ума двойными стандартами».
- «Хочется спросить — вы нормальные вообще? Так-то диктатура ужасна, поэтому теперь, дорогие дети, вы экстренно учите немецкий, но если не смотреть на репрессии и ***, то можно в россиюшку скататься и понаслаждаться березками».
- Четвертый триггер — декларативная солидарность с украинцами.
Собеседники обращают внимание на несоответствие между публичным сочувствием и отсутствием участия в волонтерских инициативах, реальной поддержки беженцев. Пацифистская позиция иногда превращается не только в способ стратегической адаптации в Европе, но и воплощается в новых кругах общения, где декларировать поддержку украинцам важно. Но чем дальше, тем сильнее расходятся слова и дела, на что и обращают внимание респонденты в ходе интервью.
- «В начале *** почти все волонтерили, как-то кому-то помогали. А теперь я пишу в группе, что нужна помощь, и в лучшем случае игнор, ноль лайков, ноль реакции. Муж мне говорит, что лайки ничего не значат. Но он не прав. Это тоже действие, когда ты чего-то не делаешь».
- «Тут можно объяснений много сочинить, но мое простое — им все равно. Было и есть».