Комментарий · Спорт

Крутой отстой

Изоляция убаюкивает и меняет оптику — мы всегда побеждаем! Но две слабейшие сборные Южной Америки показали в Сочи цену нашему футболу

Владимир Мозговой, обозреватель «Новой»

12 ноября 2025 года. Санкт-Петербург. Матч Россия–Перу. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Изоляция убаюкивает и меняет оптику — кругом вроде как отстой, а мы крутые, что охотно поддерживается госпропагандой. Хорошо, что есть футбол, который хоть и не является моделью жизни, но порой очень точно, вовремя и беспощадно возвращает нас к реальности: это не они отстой, это мы. На этот раз в роли отрезвителей выступили две слабейшие сборные Южной Америки.

Конечно, надо играть с топовыми командами, но кто ж их даст? Хорошие были либо заняты, либо просто не шли на контакт с отстраненной от официальных турниров сборной. Наш удел был искать хоть кого-то, что привело к уникальной для мирового футбола ситуации: сборная России вплоть до нынешнего ноября выносила почти всех согласных с ней сыграть, в последние два года «товарняки» вообще превратились в избиение младенцев за очень малым исключением — в прошлом году вообще было пять побед в пяти матчах без единого пропущенного мяча.

Все, конечно, понимали, что это не заслуга команды Валерия Карпина, а качество вынужденных соперников (случались даже анекдотические случаи вроде закупки бутс для команды гостей в «Спортмастере»). Понятно, что пробавляться разгромами над сборными уровня Брунея, Гренады и Замбии можно было и дальше, но тогда сборная рисковала вообще потерять способность адекватно оценивать себя как конкурентоспособную единицу.

Во второй половине текущего года в связи с завершением отборочных турниров чемпионата мира-2026 увеличилось число возможных серьезных соперников — понятно, что не в Европе, но выручили Азия и Южная Америка. Октябрь подарил болельщикам два матча сборной из категории «почти большой футбол», и подопечные Карпина не без труда одолели одну из лучших азиатских команд — сборную Ирана, а после обыграли и Боливию, чья сборная на своем родном высокогорье может победить кого угодно, включая Бразилию и Аргентину, но, спустившись в долину, чувствует себя, как рыба на берегу.

14 октября 2025 года. Москва. Матч Россия–Боливия. Роберто Фернандес и Иван Сергеев. Фото: Михаил Синицын / ТАСС

После очередных побед футбольное сообщество охватила эйфория. Сам черт был уже не брат сборной, в которой число молодых талантов набиралось вроде как минимум на два состава, 

и о грядущих победах не просто мечталось — по мысли оптимистов они должны были прийти чуть ли не автоматически, сразу после того, как с российского футбола неизбежно и очень скоро снимут санкции.

Оставалось триумфально завершить год двумя победами над командами с солидной родословной, но находящимися в состоянии растерянности после провала отборочной кампании — перуанцы стали девятыми, чилийцы вовсе замкнули турнирную таблицу. Обе сборные за весь цикл, состоявший из 18 матчей, забили 6 и 9 мячей соответственно, чилийцы в этом году не забивали вовсе.

Анализировавшие ситуацию эксперты были практически единодушны — если уж у Боливии, не потерявшей шансы попасть на чемпионат мира через стыковые матчи, россияне выиграли с крупным счетом, то уж с «разобранными» сборными Перу и Чили, которыми руководят исполняющие обязанности специалисты, справиться вовсе не будет проблемы. Под такое дело оба матча заранее решили провести на знаковых российских футбольных аренах — в Санкт-Петербурге и Сочи, 

в обстановке всеобщего ликования и обожания, с патриотическими песнями и так называемыми активностями, чем должны были помимо собственно игры развлекать расслабленную публику организаторы.

Эксперты словно забыли, что в Южной Америке сборных всего десять, и аутсайдеров там нет, последнее место временно может занять любая команда — как та же сборная Чили, еще не так давно побеждавшая на Кубке Америки, но угодившая после схода звездного поколения в яму. Навык у «аутсайдеров» есть — каждая сборная южноамериканского континента (Аргентину и Бразилию можно оставить в стороне) вне зависимости от состояния сумеет сыграть так, что свободного пространства у соперника не будет, а если будет, то совсем немного. Это футбол, как правило, не очень зрелищный, вязкий, как сироп, затягивающий, как воронка, и завораживающий, как ночная музыка джунглей.

Сборная России против такого футбола никогда легко не играла. Конечно, отрицательный баланс против южноамериканских команд в основном из-за матчей с Бразилией и Аргентиной, а теперь, после боливийского успеха, предоставлялась возможность основательно поправить статистику, поднять настроение тренеру и доставить удовольствие публике, которую вот уже четвертый год уговаривают любить и поддерживать сборную России по футболу, несмотря ни на что.

Не вышло ни с первым, ни с вторым, ни с третьим.

…После того как сборная Перу с помощью дальнего шального выстрела Алекса Валеры (только ленивый не написал, что Валера забил Валере, то есть Карпину) свела встречу на «Газпром Арене» вничью, а чилийцы вовсе нанесли второму основному составу россиян первое за четыре года поражение, футбольный народ гадает, что это было.

12 ноября 2025 года. Санкт-Петербург. Матч Россия–Перу. Алекс Валера и Данил Круговой во время матча. Фото: Валентина Певцова / ТАСС

Латиноамериканцы, как оказалось, прилетели не отбывать проплаченный соперником номер в ничего для них не значащем «товарняке», а выйти на поле и сыграть так, словно от этой встречи зависит их судьба.

Они играли всерьез — чилийцы так вообще от ножа, не жалея соперников, пластаясь в защите, заставляя ошибаться хозяев, не давая ни времени на принятие решений, ни пространства для их осуществления.

С Перу номинально первому составу россиян удалось забить исключительно из-за «привоза» перуанского вратаря, а весь второй тайм гости уже не жались к своим воротам, и ужалили-таки Матвея Сафонова, который в нынешнем сезоне полирует лавку в парижском ПСЖ, а в Питере просто проспал сверхдальний удар.

После этой ничьи можно было догадаться, что сборная Чили вообще сыграет без комплексов. И она в Сочи действительно практически ничего не дала сделать хозяевам: максимум, на что они сподобились, — на два удара в перекладину. 

У своих ворот под давлением гостей защитники сборной России творили вещи, за которые наказывают в детских командах.

В первом случае голевая контратака, которую завершил Гонсало Тапиа, началась с рискованного продольного паса Игоря Дивеева, во втором — глупейшая перепасовка у своих ворот обернулась отскоком мяча прямо на ногу Бреретону Диасу и «расстрелом» Станислава Агкацева. Еще один гол мог состояться после очевиднейшего пенальти, который не назначил узбекский судья Фирдавс Норсафаров.

15 ноября 2025 года. Сочи. Россия—Чили. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

За два матча перед публикой побывал весь цвет российского футбола, почти все игроки, которыми в последние месяцы не уставали восхищаться комментаторы и обозреватели. Но в Питере и Сочи их словно не было, они растворились, едва ли не в первый раз в играх за сборную столкнувшись с жестким прессингом. Сами герои, комментируя по горячим следам результат, объясняли поражение невезением, плохой реализацией моментов и стечением обстоятельств. А главному тренеру игра с чилийцами вообще понравилась — за исключением двух эпизодов, приведших к голам в ворота Агкацева.

Да, ничего особенного не случилось. Не решающую стыковую встречу за выход на чемпионат мира проиграли — так, всего лишь десятый в году «товарняк». Дело в другом — матчи-то нужны были россиянам больше, чем соперникам, о нехватке топовых встреч футбольная элита четвертый год тоскует. Кое-как, с превеликим трудом выстроили систему существования сборной, лишенной полноценной международной жизни, преодолели кучу препятствий на пути заполнения международных пауз играми, полностью, без отмен и переносов, провели все запланированные десять матчей — рекорд года.

Но первые же спаренные встречи с более или менее мотивированными соперниками выявили опасную степень неготовности, а где-то даже беспомощности распиаренных «звезд для внутреннего пользования». 

Да, была тройка легионеров, Александр Головин даже забил, Алексей Миранчук отдал голевой пас, но погоды и они не сделали. А всех 49 человек, выходивших на поле в этом году в форме сборной России, даже знаток не назовет.

Зато публика радовалась. Публике в Сочи, примерно половину которой на стадионе «Фишт» представляли бесплатные посетители (иначе арена грозила зиять слишком большими проплешинами), неважно было, выиграют хозяева или проиграют. Главное — чтобы в целом было весело, что народ и получил. В сущности, в Питере вышло то же самое — с поправкой на то, что футбольной публики все-таки было побольше.

Даже не верилось, что страна всего лишь семь лет назад принимала чемпионат мира — главный турнир мирового футбола, да что футбола — всего мирового спорта. Нам внушают, что с тех пор мы ничего не растеряли.

Но вот приехали чилийцы и разрушили прекрасно нарисованную картину. Видимо, придется возвращаться к гренадам, брунеям и замбиям. Кажется, они не прочь приехать еще.