Нет худа без добра
В 2022 году многие зарубежные издательства перестали продавать российским права на издание своих книг на русском языке. Это решение — вполне бессмысленное: зачем наказывать детей лишением хороших книг? зачем отказываться от своего культурного влияния? — тем не менее привело к неожиданному эффекту.
Российские издательства повернулись лицом к отечественным авторам. Даже те из них, которые до сих пор издавали только переводную литературу, стали сотрудничать с русскоязычными писателями, и это послужило толчком к развитию отечественной детской литературы: «пожар способствовал ей много к украшенью». Хотя, конечно, появилась и серьезная опасность выпасть из мирового контекста.
Детская литература — немного в стороне от злобы дня, и в смысле заботы, и в смысле злобы как таковой. Она обязана быть гуманной. Она не может позволить себе позицию «пропади же все пропадом», «все бессмысленно» или «не жить лучше, чем жить». Она обязана задумываться о смыслах, о вечных ценностях — в конце концов, в ней должно побеждать добро.
Но нельзя сказать, что в детской литературе, как в уютной детской, не слышно ни новостей из телевизора, ни ругани родителей из-за закрытой двери. Все это слышно.
Неблагоприятная атмосфера
На поверхности, кажется, все по-прежнему: издательства печатают книги, магазины их продают, библиотеки выдают, писатели ездят на встречи с читателями — словом, детлит живет своей маленькой детской жизнью. Только тем, кто погружен в эту жизнь, видно, что в этом небольшом мире сейчас происходит то же, что и во взрослой литературе: идеологическая борьба, истребление несогласных и разговоры о важном, с одной стороны, — и поиски смысла после всего, попытка сохранить тепло в насквозь продуваемом мире и удержаться в живых вопреки всему — с другой.