В последнее время о Юлии Даниэле можно даже не напоминать — о нем не забывают. Правда, не забывают, конечно, двоих: Даниэль традиционно идет в связке с Синявским — их судебный процесс вспоминают то по аналогии с процессом над Женей Беркович и Светланой Петрийчук, то в связи с объявлением террористами и экстремистами двух самых известных в России писателей — Бориса Акунина* и Дмитрия Быкова*, — то по отношению к книжной цензуре вообще.
Все это сегодняшнее вызывает ощущение дежавю, потому что все это мы читали и знаем по словам, по статьям и по стихам Синявского–Даниэля. Но сегодня со дня рождения поэта, переводчика, писателя, политзека Даниэля исполняется сто лет — и это повод убрать ненадолго дефис в памяти о его дуэте с Синявским и перечитать «Говорит Москва» и другие его тексты сольно.
Арестовали Даниэля «по совокупности» литературных заслуг — за то, что публиковался в тамиздате под псевдонимом Николай Аржак. О том, что происходило вокруг и во время процесса, наверное, самое полное впечатление (вместе с «Белой книгой», конечно) дает сборник «Цена метафоры», где собраны и тексты обоих арестованных, и письма в их защиту, и письма с проклятиями в их адрес, и репортажи «Известий», и литературоведческие статьи, доказывающие их невиновность, и много чего еще.