Сюжеты · Общество

«Если помните, меня зовут Владимир Молчанов»

Программа «До и после» выходит на израильском ютуб-канале

Ирина Петровская, обозреватель «Новой»
Аудиоверсия

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Владимир Молчанов. Скриншот с видео на ютуб-канале «Шенкин40»

«Здравствуйте, досточтимые судари и сударыни! Здравствуйте, дамы и господа! Если помните, меня зовут Владимир Молчанов». Этими словами Владимир Молчанов открывает цикл программ «До и после» на израильском ютуб-канале «Шенкин40». Кому-то они могут показаться кокетством, если не знать, что Молчанов как истинный интеллигент начисто, в отличие от множества коллег по цеху, лишен кокетства, самолюбования и тем более — самоупоения. Просто его давно не было в эфире, вот он и счел необходимым представиться, а заодно сообщить, что коллеги с канала «Шенкин40» предложили ему сделать цикл программ о его жизни в советской и постсоветской России. Он предложение с удовольствием принял, поскольку еще никогда не работал для ютуб-канала: «Так что не обессудьте, это будет мой очередной дебют». 

Зрители приняли «дебют» Молчанова и его нового цикла с благодарностью и восторгом. В комментариях пишут: «Помним ли мы вас? Да мы вас никогда не забывали!

Таких людей, как вы, нужно вносить в Красную книгу»; «Вы журналист от бога. Как вы нам нужны…» Это отклики зрителей старшего или среднего поколения. Юным же зрителям сегодня, пожалуй, и не объяснишь, чем была для их отцов и дедов программа «До и после полуночи» и кем — сам Владимир Молчанов. 

Некоторые пафосные коллеги называют его легендой, чему он активно противится. Да и впрямь называть живого человека легендой — это, мягко говоря, избыточный пафос и дурной вкус. Легенда — это то, что/кого во многом придумали люди. Сказка. Притча. Миф. А Молчанов — вот он, реальный, подлинный, живее всех живых. Разве что поседел. 

А вот то телевидение, одним из родоначальников которого он стал, давно умерло и осталось в памяти людей как сон золотой. Помните у Беранже: «Если к правде святой / Мир дороги найти не умеет — Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой!»? В конце 80-х именно таких «безумцев» востребовало время и телевидение. А в нулевых именно от таких с облегчением освободилось. 

Время личностей и бунтарей на ТВ прошло. Понадобились дисциплинированные исполнители приказов начальства. Поэтому правы зрители, написавшие в комментах: «Молчанов и современное ТВ — две вещи несовместные». 

Владимир Молчанов. Скриншот с видео

Владимир Молчанов в своем 16-серийном цикле вспоминает, как появилась первая на советском подцензурном ТВ ночная программа в прямом эфире, как шаг за шагом она преодолевала все тогдашние табу и запреты, быстро превратившись из легкой и романтической в политическую. И как всего через три с половиной года, когда перестройка и гласность стали сходить на нет, Молчанов сам ее закрыл и ушел с ЦТ, написав в заявлении на имя председателя Гостелерадио: «Прошу уволить меня в связи с нежеланием соучаствовать в вашей деятельности» (нынешним телевизионщикам, за редчайшим исключением, такое и не снилось). 

А незадолго до того, когда ему запретили говорить о штурме телецентра в Вильнюсе, Молчанов отказался вести программу «Время» и первый в Гостелерадио вышел из КПСС. И кстати, даже после такого демарша его не уволили. Повторю: ушел добровольно. Занятные были времена. 

О чем рассказывали в «До и после полуночи»? Обо всем, за что, как говорит Молчанов, при советской власти людей отправляли в мордовские лагеря, инкриминируя им антисоветскую агитацию и пропаганду.

Об эмиграции после 1917 года, когда страну были вынуждены покинуть сотни и сотни тысяч лучших людей страны, цвет нации. О сталинских репрессиях, погубивших миллионы жизней, о карательной психиатрии как одной из форм борьбы с инакомыслием, о закрытых до того страницах истории Второй мировой войны и Холокосте. А еще — о запрещенных в СССР авторах и их произведениях: именно в «До и после полуночи» впервые прозвучал ахматовский «Реквием». И конечно, в программе было много музыки, запрещенной к исполнению на советском ТВ. 

Кадр из передачи «До и после полуночи»

Молчанова постоянно упрекали, что он показывает только высокородных аристократов и знаменитостей (над его фирменной манерой иногда посмеивались: «Скажите, князь») и никогда — народ. И он пошел в народ. В зачуханную пивную неподалеку от телецентра, где собирались и политобозреватели, и генералы, и сантехники, и рабочие. Там за кружкой (ему налили в кружку, остальные пили из банок) разбавленного пива он общался с завсегдатаями пивнушки абсолютно на равных — без какого бы то ни было высокомерия и снобизма. Поразительно, что и мужики приняли Молчанова, высоченного стильного красавца в светлом плаще, за своего, невзирая на его «нездешний» облик. 

В июне 1991 года он спустился в шахту к бастующим горнякам Донбасса и снял фильм «Забой», который стал прощальным для него и для программы «До и после полуночи». В нем шахтеры рассказывали о своей чудовищной жизни, о рабских условиях труда и о смерти, которая подстерегает их ежечасно. Сегодня это кажется невероятным, но фильм разрешили показать по ЦТ, а во вступительном слове Молчанов попрощался со зрителями, сказав, что закрывает программу сам, а фильм просит считать приговором той системе, в которой мы жили и живем. 

Через несколько часов после выхода фильма в эфир пришло страшное известие о взрыве на этой самой шахте и гибели 74 шахтеров. Их и автора предчувствие и предсказание сбылись. 

В своем цикле Владимир Молчанов показывает фрагменты разных программ, к счастью, сохранившихся в архиве. А третью серию, посвященную путчу 1991 года, заканчивает видеоклипом под знаменитую музыку из сюиты Свиридова «Время, вперед». 

Вот только кадры исторической хроники пускает не вперед, а назад. И возникает жуткий образ: страна как будто пятится, возвращаясь к тому, из чего так мучительно и долго выбиралась. Впрочем, почему «как будто»? 

аудиоверсия

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«Визам — нет, газу — да: кто пострадал от антироссийских санкций?»

Санкции, санкции, санкции… Казалось бы, куда уж больше. Но вот и до отмены шенгенских мультивиз для россиян дошло. Железный занавес между Россией и Европой становится все плотнее. Как санкции отражаются на каждом из нас? Чего ожидать от нового, 20-го санкционного пакета? Наступит ли время, когда санкции начнут ослабевать? Об этом — очередной разбор «Редакции». 

«Николай Картозия — о гениальности Крида, чувствах к Иванченко и как спродюсировать успех»

Один из самых успешных современных телепродюсеров Николай Картозия в большом разговоре с Лаурой Джугелия. Николай Борисович — шеф-редактор парфеновской программы «Намедни» и руководитель праймового вещания на НТВ, создатель канала «Пятница» и собственной школы продюсирования. А еще — соавтор фильма «Бродский не поэт». А еще — композитор и музыкант. И это все о нем. Вот некоторые цитаты из этого разговора: «Я ненавидел ТВ и больше всех ненавидел Парфенова»; «Парфенов называл меня Контузия, а я его прозвал Дедушкой»; «Я многократно покаялся за программу «Максимум». Невероятно интересный герой. Впрочем, как и и весь выпуск. 

«Большой разговор с Эриком Булатовым / Москва, 2020»

9 ноября не стало выдающегося художника Эрика Булатова. Журналист Владимир Раевский* записал интервью с ним пять лет назад во время пандемии, но полной видеоверсии с тех пор никто не видел. В память о художнике Раевский публикует ее на своем ютуб-канале. 

«Путч, секретные документы главы КГБ, погоня чекистов и кадры, обошедшие мир / Молчанов. До и После»

3-я серия цикла «Молчанов. До и после» на канале «Шенкин 40». Владимир Молчанов вспоминает. Путч 1991 года, обыск в кабинете председателя КГБ Крючкова, интервью с арестованными членами ГКЧП министром обороны Язовым и главой КГБ Крючковым, съемки на московских улицах, по которым движутся бронемашины, кадры, вошедшие в фильм Молчанова «Три дня в августе». Не пропустите. 

«Задержание уличных музыкантов в России — что думают люди? Опрос на улицах Перми»

Задержания и карусельные аресты уличных музыкантов в России — что думают люди? Опрос на улицах Перми. Авторы опроса (за кадром) спрашивают у прохожих, должны ли песни быть свободными от цензуры. Прохожие (разного возраста), хоть и видно, что откровенно говорить побаиваются, в целом единодушны: преследовать за музыку нельзя. Вывод, если исходить из сегодняшних реалий, довольно неожиданный. 

* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».