Как сообщили в пресс-службе объединенной судебной системы Приморья, Марину Железнякову обвиняли в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК РФ. Это как раз статья за реабилитацию нацизма.
«Коллегией присяжных заседателей подсудимая признана виновной в инкриминируемом ей деянии. Приговором суда осужденной назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 000 руб. с рассрочкой выплаты по частям в размере 50 000 руб. ежемесячно сроком на 40 месяцев», — прокомментировали в суде.
У Марины Железняковой конфисковали мобильный телефон, который фигурировал в качестве вещественного доказательства. А также сохранили арест, наложенный в июне 2024 года на ее автомобиль.
«Приговором установлено, что 9 мая 2021 года 56-летняя подсудимая на своем канале в популярном мессенджере, доступ к которому имеется у неограниченного круга лиц, распространила заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, которые уголовным законом отнесены к реабилитации нацизма», — добавили в прокуратуре края.
Злополучный пост Железнякова опубликовала в тг-канале регионального отделения партии «Яблоко» (раньше он назывался «Марина Железнякова Яблоко», сейчас — «Приморское яблоко», в нем всего 110 подписчиков). В тексте говорилось про «коммунистический, тоталитарный режим» (это и стало причиной иска). Какой конкретно режим, не уточнялось, но все всё поняли. Позиция же самой Марины состоит в том, что надо разделять тоталитарный режим и СССР в целом. Это, конечно, суд не убедило.
На одном из допросов Железнякова рассказывала, что она с детства участвовала в акциях памяти ко Дню Победы, в студенческие годы — в коленопреклонении. Этот день отмечался в семье и школе. Масштабы потерь среди советских граждан (в школе им говорили о более чем 20 миллионах погибших) ее поразили, и с ученической скамьи она интересуется историей Второй мировой и Великой Отечественной. И этим постом она преследовала цель «выразить уважение к погибшим и напомнить, что война — это трагедия, что память о войне должна быть вне политики». По словам зампреда «Яблока», она не обвиняла ни народ, ни армию, а просто размышляла о прошлом и будущем.
— Это часть общественно-политической дискуссии. Я не имела намерения кого-либо оскорбить или оправдывать фашизм. Я не призывала к нарушению закона, вражде или насилию. А наоборот — подчеркивала, что спорные вопросы необходимо решать мирно, — замечала она на допросе.
На данный момент пост уже удален. Однако, по версии обвинения, подсудимая совершила «преступление средней тяжести против мира и безопасности человечества».
В конце апреля 2024 года, то есть через три года после публикации, у Марины Железняковой прошли обыски. Это не первые обыски у нее дома — к ней приходили, в частности, в 2021 году в связи с митингами по поводу Алексея Навального, хотя она в них даже не участвовала. В ходе тех обысков ее муж получил черепно-мозговую травму.
Марина Железнякова в комментарии «Новой газете» сказала, что из восьми присяжных трое посчитали ее невиновной. А на вопрос, заслуживает ли она снисхождения, мнения коллегии разделились поровну.
— Изначально прокурор запрашивал три миллиона штрафа и запрет на публикации в интернете, — уточнила Железнякова. — Судья определил штраф в 2 млн с рассрочкой на 40 месяцев. Мы обязательно будем подавать апелляцию. Если вышестоящие инстанции не встанут на нашу сторону, объявим сбор на выплату штрафа.
В краевом отделении «Яблока» заявляют, что категорически не согласны с решением суда и называют Марину Железнякову настоящим патриотом, любящим Россию «со всем ее сложным, подчас тяжелым наследием».
— Реальная причина ее дела — неспособность местных властей выдержать честную конкуренцию с одним из лидеров Приморского «Яблока», — подчеркнули в партии (справедливости ради следует заметить, что в бюллетенях на более-менее заметных выборах в регионе «яблочники» не представлены, потому что их срезают на этапе сбора подписей. — В. Ф.). — С 2021 года против Марины ведут настоящую травлю: прослушивают телефон, проводят обыски, изымают технику. И все это вылилось в абсурдное обвинение, раздутое из исторических фактов, которые еще недавно можно было найти в школьных учебниках. А в книгах историков (в том числе и официально признанных Кремлем) — и сейчас. Пост Марины был посвящен героическому подвигу советского народа — тому, как в нечеловеческих условиях люди боролись за жизнь и свободу. Утверждать, что в ее словах есть реабилитация нацизма, — значит не понимать ни трагедии войны, ни сути памяти о ней. Настоящая реабилитация происходит тогда, когда мы забываем сложность и многогранность истории, пытаясь втиснуть ее в узкие рамки.
В «Яблоке» говорят, что намерены добиваться отмены приговора.
Приморье