Сюжеты · Общество

Эти люди в такси за хлебом не ездят

8 ноября в Петербурге вступил в силу запрет мигрантам с патентами работать таксистами и курьерами

Фото: Александр Баранов / Коммерсантъ

8 ноября в Петербурге вступил в силу запрет для иностранных граждан с патентами работать таксистами. Цены на проезд и сроки ожидания такси, конечно, тут же выросли. 

Через две недели вступит в силу такой же запрет для мигрантов работать курьерами, в том числе — в службах доставки. Прогнозировать изменение цен на курьерские услуги и сроков ожидания несложно. 

28 июля постановлением губернатора Александра Беглова было запрещено брать на работу в такси мигрантов, работающих по патентам. Через 10 дней постановление вступило в силу, но «хозяйствующим субъектам» дали еще три месяца для исполнения постановления. То есть до 8 ноября. Запреты при этом введены до конца 2025 года. 

Для справки: патент иностранного гражданина — это документ, который дает право легально работать на территории России гражданам стран, с которыми у нее действует безвизовый режим. Граждане стран Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) патенты оформлять не должны и могут работать в России на тех же основаниях, что и россияне. 

Основой для запрета стали нормы Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1327 с длинным названием, давшее главам регионов право вводить такие запреты. 

Что и было сделано для такого вида сферы услуг, как «деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем». 

Через две недели в постановление губернатора были внесены изменения: введенные запреты были распространены на такие виды деятельности, как «деятельность курьерская», «деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта», «деятельность по доставке еды на дом» и «деятельность курьерская прочая». Также со сроком действия до конца 2025 года и тремя месяцами, которые дали бизнесу для исполнения. То есть запреты окончательно вводятся с 22 ноября. 

«Принятое решение направлено на борьбу с теневой занятостью, повышение качества и безопасности услуг в курьерском секторе, а также создание новых рабочих мест для российских граждан, в первую очередь — для молодежи и студентов», — говорилось в сообщении Смольного. 

Также сообщалось, что «согласно статистике, иностранные курьеры составляют незначительную долю от общего числа занятых в секторе, поэтому данная мера не повлияет на стабильность рынка доставки». 

На примере такси уже можно судить о том, как эти запреты подействовали на соответствующий рынок. С одной стороны, стоимость поездок через «Яндекс Такси» протестировали журналисты и читатели «Фонтанки». Их оценка — цены выросли почти на треть (хотя и не по всем направлениям). С другой стороны, петербуржцы пишут: «Мне вот вчера «Яндекс» выдавал комментарий, что водителей стало меньше, ну и цену, собственно, в два раза больше, чем по моим представлениям должна быть». 

То, что водителей после введения запрета станет меньше, предсказать было несложно. И «Яндекс Такси», и чиновники называли близкие цифры: около 4 тысяч человек, 12% от общего количества таксистов. 

Несложно было и предсказать последствия. Если спрос не меняется, а предложение (количество такси) сокращается, обязательно вырастут цены. Иначе не бывает. И увеличатся сроки ожидания такси. По тем же причинам. 

Вряд ли в Смольном этого не понимали. Но запрет ввели в действие. 

Аргументы администрации в пользу запретов не слишком убедительны. Исследований о том, у кого выше теневая занятость — у российских граждан или у мигрантов, — не припомнить, хотя вопрос интересный. Качество и безопасность услуг тоже определяются не происхождением таксистов и курьеров. А у петербургской молодежи и студентов никаких проблем устроиться курьерами (из-за того, что мигранты занимают эти места) не отмечено. И переизбытка желающих трудиться в этой достаточно нелегкой сфере тоже не замечается. Напротив, налицо дефицит кадров. 

Поэтому после 22 ноября, скорее всего, цены в доставке вырастут, как и время доставки, — таковы законы экономики, которые не могут отменяться решениями Смольного. О том, что введение запрета для мигрантов работать в доставке может увеличить цены вдвое, предупреждали — и в «Яндексе», и представители бизнеса. 

Когда запрет вводился, Минэкономразвития заявило, что решения такого рода принимают, конечно, региональные власти, но «эти инструменты должны применяться, исходя из потребности и особенностей регионального рынка труда, с учетом демографических, культурных и иных особенностей и не должны наносить ущерб экономике региона». 

Каким будет ущерб для экономики города, сказать пока нельзя, но ущерб для горожан — потребителей услуг — уже наблюдается. 

Есть закономерный вопрос: почему петербургскими властями для запретов выбраны именно эти сферы? 

Без курьеров теоретически обойтись можно, хотя у многих это вызовет неудобства (данная сфера услуг необычайно развилась во время ковида, но и после его окончания люди, привыкнув, активно продолжают ею пользоваться, причем не только те, кому физически сложно дойти до магазина). 

А вот такси пользуются почти все, когда нужно куда-то быстро добраться по работе, привезти или отвезти родственников в больницу или поликлинику, доехать до (или из) аэропорта, куда метро придет очень нескоро, и до сих пор даже не введен круглосуточный ночной автобус, вернуться ночью из гостей и так далее. 

В свою очередь, есть еще одна отрасль, где работает множество мигрантов, — строительная. И где не менее важно бороться с теневой занятостью и создавать рабочие места для горожан. Однако у этой отрасли, судя по всему, есть куда более серьезные лоббисты во власти (очень во многом идущей навстречу строителям, даже и вопреки общественному мнению), чем у таксистов или доставщиков… 

Но, по всей видимости, те, кто принимает соответствующие решения, редко пользуются такси (располагая служебным транспортом) и услугами курьеров. И не ощутят на себе последствия своих решений. 

Владимир Максимов