…Когда я собираюсь написать о быстрых, сильных и ловких героях далекого прошлого, то иногда провожу простую викторину: спрашиваю далеких от стадионных баталий людей, слышали ли они о том или ином атлете, о котором пойдет рассказ. Делаю это с одной целью: дабы понять, что и как доложить публике о забытом и вышедшем в тираж персонаже. И до истории с выдающейся «русской амазонкой» никогда еще не случалось такого, чтобы абсолютно все опрошенные с глупой улыбкой разводили руки в стороны.
Так вот. Ни один из тех респондентов (мужского и женского пола и разного возраста), коим я задал вопрос о Елене Петушковой, не смог ответить, чем она была знаменита. «Теннисистка, фигуристка, пловчиха, бегунья, гимнастка, фехтовальщица, штангистка…» — все экзаменуемые наивно тыкали пальцем в небо.
Тогда я дал подсказку (хотя для чистоты эксперимента наводки не в моих правилах). Правда, «наколку» предложил довольно не спортивного плана, открыв секрет Полишинеля: «Одно время она была женой Валерия Брумеля…» Про легендарного прыгуна в высоту многие, разумеется, читали, но про его вторую супругу тем не менее понятия не имели.
Отчаявшись, я решился на последний намек, подкинув участникам, как казалось, железобетонный ключик: «Нынешней коллегой по ремеслу прекрасной Елены является 55-летняя немка Изабель Верт». Но и тут все интервьюируемые закрыли глаза и опустили головы — даже о восьмикратной олимпийской рекордсменке по конному спорту никто и слыхом не слыхивал. А вы говорите, Петушкова…
Но говорить-то о ней надо. Во всяком случае, ее дочка Владислава (известный, кстати, востоковед) как-то обмолвилась, что «мама ни дома, ни в кругу друзей никогда не рассказывала о своих достижениях». А ведь в сборную СССР по выездке она входила с 1963 по 1987 год. Почти четверть века. Четверть века в деле, где требуется рассчитывать (или надеяться?) не только на себя, но и на молчаливого четвероногого партнера, который хоть и поддается тренингу, но о лавровых венках, чего греха таить, мечтает едва ли… И вот кто в подобной паре ведущий?
Об этом в первую очередь мне и хотелось 20 лет назад расспросить саму 13-кратную чемпионку страны и обладательницу девяти медалей европейских первенств. Но она мягко и вежливо отказала (как позже выяснилось, к тому моменту Елена Владимировна уже тяжело болела: опухоль мозга «позволяла» ей только сидеть и лежать). Однако, еще раз извинившись, триумфаторша Мюнхена-1972 и кандидат биологических наук неожиданно произнесла реплику, которую я запомнил навсегда: