Европейский союз сделал очередной шаг на пути ограничения доступа граждан России на территорию ЕС. Отныне мы, за некоторыми исключениями, не сможем получать многократные визы для поездок в страны Шенгенского пространства и для каждой отдельной поездки должны обращаться за визой, снова подавать документы и подвергаться более тщательной проверке.
Целесообразность этой меры Брюсселя очень спорна, потому что касается как раз той категории россиян, которая активна, больше связана с Европой, проявляет интерес к ней и достаточно состоятельна, чтобы чаще туда ездить.
Таким образом, Россия полностью утратила свой привилегированный визовой статус, закрепленный Соглашением об упрощении визового режима с ЕС от 2007 года. Это соглашение, рожденное российскими и европейскими дипломатами на излете процесса сближения и сотрудничества в результате долгих переговоров как промежуточный этап на пути к «безвизу», позволяло россиянам получать визы на более выгодных условиях (например, меньший сбор, более быстрое рассмотрение). В том числе — многократные на срок до пяти лет.
С тех пор отношения от братания перешли к холодной войне на фоне горячих военных действий в Европе вблизи границ ЕС. 6 сентября 2022 года действие соглашения было приостановлено, число шенгенских виз, выданных россиянам, уменьшилось с более чем 4 миллионов в 2019 году до полумиллиона в 2023-м.
Представитель Еврокомиссии Маркус Ламмерт объяснил принятое 6 ноября исполнительной коллегией ЕС решение «снижением рисков безопасности», вытекающих из российской военной операции, «включая использование миграции в качестве оружия, акты саботажа и потенциальные злоупотребления визами».
Согласно новым правилам, многократные шенгенские визы страны Евросоюза могут выдавать только членам семей резидентов стран Евросоюза (на срок до года) и работникам транспортной отрасли (9-месячные — морякам, водителям и проводникам поездов).
При этом
страны могут по своему усмотрению в порядке исключения выдавать визу на срок вплоть до пяти лет лицам, «чьи надежность и репутация не вызывают сомнения».
В частности, диссидентам, независимым журналистам, правозащитникам и другим уязвимым россиянам и членам их семей. Новые правила распространяются только на российских граждан, живущих в России.
Выдача виз находится к компетенции правительств стран — членов ЕС, а не союзных органов. Даже после начала СВО разные страны практиковали разные правила в отношении россиян. Почти сразу жесткие правила на грани полного запрета ввели страны Балтии, Польша, Финляндия, Чехия. Некоторые малые страны Западной Европы — под предлогом нехватки персонала консульств. Более охотно пускали к себе и в Шенген «туристические» Испания, Италия, Франция, Греция, а также Венгрия по причине особых отношений между Будапештом и Москвой.
Поэтому нынешнее решение Брюсселя — в некотором роде прецедент. Судя по давним разговорам и утечкам, его принятие было непростым делом и состоялось не с первого раза. Визы остались национальной компетенцией. Но,
- во-первых, шенгенские границы открыты. И обладатель визы, выданной в Греции, легко может оказаться в тот же день в Германии или в Швеции.
- Во-вторых, у ЕС есть общая политика в области миграции, которая сейчас представляется электорату даже важнее отношений с Россией. Эта общая политика сверстана в результате сложного торга, ценой взаимных уступок каждой из стран, и она находится в компетенции Брюсселя.
По словам представителя Еврокомиссии, «решение принято на основе совместной оценки (ситуации) всеми странами — членами ЕС» в рамках шенгенского сотрудничества и «после одобрения всеми членами Комитета по визам».
Оно не появилось внезапно, а продолжает начатый в 2022 году процесс демонтажа сотрудничества ЕС и России в области безопасности и визового режима. Содержит намек, что оно может быть не последним в этом направлении. Оно ложится в русло предстоящего до конца года общего решения ЕС ужесточить визовую политику, прежде всего, в отношении проблемных и «недружественных» стран.
Таким образом, решение Еврокомиссии основано на согласии всех членов Шенгенской конвенции, является юридически обязательным и вступает в силу 8 ноября. Оно не имеет ретроактивной силы и действительно только для новых заявок на визу, поданных после этой даты.
В политических кругах стран ЕС отношение к принятому Брюсселем решению неоднозначное и является предметом спора.
Наиболее либеральное мнение предполагает, что поездки россиян в Европу полезны для приближения их к европейским ценностям, помогают демократически настроенным россиянам ощутить поддержку и симпатии на Западе. Но все больше распространен также и общий взгляд на Россию как на источник угрозы.
Насколько сильно новая директива осложнит жизнь, покажет время. Но, вероятно, в разных странах Шенгена на практике ее положения и запреты будут толковаться с разной степенью жесткости. В частности — возможности исключений и послаблений.