С начала лета в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве с большим успехом идет выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург», приуроченная к 225-летию со дня рождения художника. Формально юбилейная дата пришлась на декабрь прошлого года, и первой крупной экспозицией, чествующей, пожалуй, главного русского живописца эпохи романтизма, стала петербуржская выставка «Великий Карл» в Русском музее, которая продлилась почти восемь месяцев — с октября 2024 по май 2025 года. Выставку посетили более 477 тысяч зрителей, что сделало ее самой посещаемой за всю историю Русского музея, а также самой посещаемой выставкой в России за последние пять лет.
Москва, разумеется, не могла отставать и подготовила свой ответ Петербургу в виде чуть менее масштабной («всего» 170 работ вместо 300), но зато более концептуальной экспозиции. Ставшее менее актуальным за последние десятилетия соперничество двух столиц в культурной сфере отчасти воскресло благодаря юбилею русского художника — хотя наиболее плодотворные творческие годы прошли не в двух главных городах России, а в Италии.
И все-таки обе российских столицы тоже были важнейшими городами его жизни — так что Третьяковка показывает живопись Брюллова с точки зрения концепции «гения места», группируя его картины вокруг Москвы, Рима и Петербурга. Удастся ли московской галерее превзойти петербуржских коллег по количеству посетителей, станет понятно в начале следующего года — но уже очевидно, что оба главных музея русского искусства подготовили к юбилею Брюллова такие экспозиции, к которым в последние годы в СМИ применяется ярлык «выставка-блокбастер».
Брюллов — тот художник, к которому метафора «блокбастера» подходит лучше, чем к кому-либо другому: масштаб, размах, пафос, динамика, событийность, а также небывалый международный успех (первый в истории русской живописи) — все это подводит к мысли, что,