Сюжеты · Общество

Путь самурайки

Первая женщина на посту японского премьера уже заслужила похвалы Трампа и улыбку от Си Цзиньпина

Санаэ Такаити. Фото: dpa / picture-alliance

Противница однополых браков, поклонница рок-музыки и лихой езды на мотоцикле, сторонница быстрого укрепления военного потенциала, кумир крайне правой части избирателей — это все 64-летняя Санаэ Такаити, которая этой осенью стала первой женщиной на посту премьер-министра Японии. 

Ее избрание вызвало в стране заметный энтузиазм — опросы указывают на очень высокий уровень поддержки новой главы правительства; ее популярность особенно заметна среди молодежи. 

Впрочем, легкой жизни в качестве премьера у Такаити-сан явно не будет — правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП), которую она возглавляет, даже в коалиции с одной из бывших оппозиционных партий находится в парламенте в меньшинстве. Избиратели требуют мер по снижению цен и налогов, введения бесплатного образования, для страны со стареющим населением и низкой рождаемостью нужно всё больше расходов на медицину, на детские сады, на помощь молодым мамам и папам. И при этом избиратели в целом поддерживают дорогостоящее укрепление вооруженных сил — их пугает вполне реальная угроза войны, например, в зоне Тайваня, находящегося всего в сотне c небольшим километров от ближайшего японского острова. 

Выполнить все эти противоречивые пожелания непросто, не растеряв популярность. 

Девушка из среднего класса 

В японской элите сильно влияние политических династий, где деды, отцы, сыновья, а иногда и внуки даже с довоенных времен передают друг другу по наследству избирательные участки и неизменно занимают высокие государственные, партийные и парламентские посты. Санаэ Такаити — не из этого круга, она выходец, как говорится, «из простых», из глубин рядового среднего класса. Ее отец был рядовым сотрудником фирмы, связанной с «Тойотой», а мать служила в полиции. Именно она дала дочке напутствие, которое та запомнила навсегда:

«Будь как красная роза — великолепной женщиной в полном смысле этого слова, но без колебаний пускай в ход шипы, когда нужно». 

Санаэ Такаити. Фото: AP / TASS

Санаэ закончила университет в городе Кобэ — хороший, но все же не суперэлитный. Родители не стали ей помогать материально, и плату за учебу она с рассрочкой вносила сама, вкалывая на подработках. Прошла курс управления и менеджмента при электротехническом гиганте «Панасоник», два года была в США помощницей конгрессвумен от Демократической партии, написала книги о своей жизни за океаном и стала ведущей ряда популярных телепрограмм. 

На телевидении Санаэ Такаити получила общенациональную известность, привыкла к острому диалогу, и к началу 1990-х годов решила, что пора переходить в новое качество. Ее всегда тянуло в политику — в одном из интервью как-то обмолвилась, что с 24 лет мечтала о карьере в парламенте. 

Поклонница традиционных ценностей

Она впервые избралась в парламент в 1993 году как независимый кандидат, потом меняла партии и в конце концов присоединилась к правящей ЛДП, где быстро пошла вверх. Занимала немало министерских постов, стала политической надеждой крайне правого фланга либерал-демократов, верной соратницей одного из его главных лидеров — бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, застреленного в 2022 году на уличном митинге убийцей-одиночкой. 

Такаити-сан в качестве депутата и министра демонстративно совершала паломничества в токийский храм Ясукуни, где поминают души воинов, погибших за императора (в этот поминальник включены и казненные японские военные преступники). Это неизменно вызывало гневные протесты в Пекине и Сеуле. В одном из интервью она заявила, что Япония до 1945 года вела войну для обеспечения своей безопасности. Такаити одна из самых заметных фигур в «Ниппон Кайги» («Совете Японии») — своего рода масонской ложе правой политической элиты. 

Она активно ратует за традиционные ценности — выступает, например, против разрешения мужу и жене иметь разные фамилии (это очень острая проблема в Японии, отношение к ней тут же позволяет отличить крайнего консерватора от человека более широких взглядов). Такаити против легализации однополых браков, хотя и соглашается с правом ЛГБТ*-персон жить так, как они считают нужным. Она не поддерживает и появление женщины на троне японских императоров, поскольку это тоже противоречит нынешним устоям. 

С Москвой — прагматично

В военной сфере Такаити уже сделала сильный ход — сразу после избрания на пост премьера пообещала в нынешнем финансовом году обеспечить повышение расходов на вооруженные силы до двух процентов валового внутреннего продукта (ВВП) страны, ускорив выполнение этой задачи на два года. Ранее она намекала и на готовность пересмотреть нынешний запрет на производство, ввоз и обладание ядерным оружием — хотя бы в плане развертывания в стране американских ядерных средств. Такаити твердо выступает за укрепление военных связей в регионе с участием США, Японии, Южной Кореи, Филиппин, Австралии. 

Фото: AP / TASS

Ее политический наставник Синдзо Абэ на посту премьер-министра приложил много сил, чтобы достичь компромисса с Москвой по вопросу о южной части Курил, заключив на этой основе мирный договор с Россией. Однако Такаити, по крайней мере, пока, не проявляла активности на этом направлении. 

О России она говорила скупо, а в своей первой программной речи в парламенте лишь повторила стандартную формулу о стремлении решить проблему островов и подписать с РФ мирный договор.

Пока складывается впечатление, что Такаити, в отличие от своего учителя Абэ, не видит на этом направлении особых перспектив. Кстати, сама она в числе ряда других японских политиков находится под санкциями Москвы, ей запрещен въезд в Россию.

Несмотря на попадание в «черный список», к отношениям с РФ новый лидер Японии относится вполне прагматично: уже на первых переговорах с президентом США Дональдом Трампом Такаити отклонила призывы американцев к отказу от закупок сжиженного природного газа в рамках российского проекта «Сахалин-2», где свои доли имеют две японские корпорации. Она твердо разъяснила, что эти поставки обеспечивают около 9% потребностей страны и имеют важное значение для ее энергетической безопасности. К тому же уход из «Сахалина-2» только порадовал бы Китай, сказала Такаити, намекнув на то, что КНР могла бы захватить японские позиции в этом важном проекте. 

Танец на палубе авианосца

Первая японская женщина-премьер вообще с первых дней пребывания на новом посту проявила необыкновенную активность: всего лишь через десять дней после вступления в должность

она в течение недели непрерывных контактов на высшем уровне смогла завоевать громкие комплименты от Дональда Трампа, очаровала поначалу настороженного президента Южной Кореи Ли Чжэ Мена и даже сумела раскрутить на любезную улыбку председателя КНР Си Цзиньпина,

который явно хотел провести в суровом стиле первую встречу с дамой из Токио, которая ставит под сомнение преступность японской агрессии в Китае в первой половине прошлого века. Санаэ Такаити показала, что умеет вести себя уверенно и раскованно, обладает талантом привлекать внимание объективов и создавать крайне выгодную для себя картинку. 

В Токио очень боялись октябрьского визита Трампа, его вспыльчивости и непредсказуемости, но президент США был настроен благодушно: судя по всему, он не хотел ругаться с главным азиатским союзником накануне предстоящей через несколько дней крайне важной встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Так что его поездка прошла под сплошные взаимные славословия. В конце главного переговорного дня 28 октября Трамп на палубе атомного авианосца «Джордж Вашингтон» перед толпой американских военных громогласно назвал свою новую знакомую из Токио «победительницей, великолепной, великим политиком». Стоявшая рядом Такаити, в отличие от по обыкновению чопорных и скованных японских номенклатурщиков, в ответ радостно приплясывала и к восторгу репортеров потрясала в воздухе кулаком. 

Санаэ Такаити и Дональд Трамп. Фото: AP / TASS

Президент Южной Кореи на недавней пресс-конференции признался, что испытывал опасения перед встречей с новой японской руководительницей — из-за ее репутации ультраправой националистки, жестко настроенной к соседям, не желающей извиняться за колониальные захваты и войны прошлого. «Но наша беседа 30 октября оставила крайне хорошее впечатление, все страхи рассеялись. Уверен, что отношения двух стран продвинутся вперед. Чем дольше мы говорили, тем больше я понимал, что имею дело с выдающимся политиком», — не скупился на похвалы президент Южной Кореи. 

Он подчеркнул, что люди меняются — и обязаны меняться, когда перестают быть политиками-одиночками и становятся руководителями своих стран. Впрочем, в этом комплименте есть и предупреждение: мы можем разлюбить нового японского премьера, если она вернется к своей прошлой риторике. Кстати, на южнокорейскую прессу и публику благоприятное впечатление произвел и тот факт, что Такаити перед беседой с Ли Чжэ Меном демонстративно поклонилась флагу Южной Кореи. Это был тонкий ход, от кондовой японской националистки такого не ожидали! 

Фото с Си 

Ну и, возможно, самая трудная встреча состоялась у нее в Южной Корее 31 октября с Си Цзиньпином, который даже не поздравил Такаити с избранием на пост главы правительства, хотя ранее неукоснительно направлял поздравительные телеграммы другим японским премьерам. Не исключено, что Си намеревался с ходу поставить Такаити на место — в том числе, из некоторых опасений, что японка в ходе беседы отчебучит что-нибудь в своем антикитайском ультраправом стиле. 

Однако Такаити перед переговорами с председателем Си сумела все же смягчить атмосферу конфронтации — хотя бы в глазах только японской публики. Она опубликовала в соцсетях фотографию короткой предварительной встречи с лидером КНР во время коллективного знакомства в ходе многостороннего совещания руководителей стран Тихого океана в Южной Корее — на этом снимке он любезно улыбается и явно говорит что-то приятное новому японскому премьеру. 

На главных переговорах с Такаити Си Цзиньпин был, как и ожидалось, внешне суров, но эффект оказался смазанным. И в Японии это оценили — Санаэ-сан проявила изобретательность и гибкость, заставив китайского начальника показать, что при случае и он может быть вполне улыбчивым. Тем более что на переговорах стороны не конфликтовали, а высказались за построение отношений «стратегической взаимодополняемости». 

Акваланги и барабаны

Такаити вообще азартна и решительна — в юные годы на мотоцикле она объездила всю Японию, а затем гоняла на скоростном спорткаре Toyota Supra. Она увлекается скачками, яростно болеет за одну из главных в стране бейсбольных команд, до самого недавнего времени занималась подводным плаванием с аквалангом. 

Дважды выходила замуж за Таку Ямамото, теперь уже бывшего депутата парламента. В первый раз это произошло в 2004 году — по бурной любви с первого взгляда, практически без особого предварительного знакомства. В 2017 году резко развелась с ним — из-за несовпадения, как говорили, политических взглядов. В 2021 году взгляды, похоже, совпали — Санаэ вышла за него замуж опять. 

В первом эпизоде этого брака она взяла фамилию супруга — Ямамото. Во второй серии уже муж принял ее фамилию Такаити (в семье ведь, не забывайте, оба партнера должны иметь одну фамилию!). С ранней юности Санаэ любит рок-музыку, в том числе, и тяжелую, играла в рок-группе на ударных. И сейчас, говорят, иногда для нервной разрядки умело стучит на барабанах. 

Токио

* Движение объявлено в России экстремистским, его деятельность запрещена.