В середине октября в Музее русского импрессионизма в Москве открылась выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский», посвященная одному из важнейших авторов в истории русской журналистики. На конец этого года приходятся сразу две даты, связанные с ним, — 170 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти.
Почти 55 лет своей долгой жизни этот уроженец Вологодской области (судя по воспоминаниям и портретам, в чистом виде тип русского богатыря) провел в Москве, и за более чем полвека имя Гиляровского стало неразрывно связано с именем города. Говорим «Гиляровский», подразумеваем — «Москва», говорим «Москва» — подразумеваем «Гиляровский».
В последние годы можно говорить о возрождении интереса к жизни и творчеству Гиляровского: с 2017 года в Столешниковом переулке работает Центр его имени, в теплое время года регулярно проводятся пешие экскурсии по «Москве Гиляровского», а пару лет назад вышел фильм режиссера Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех», в котором сюжет Конан Дойля адаптирован к московским реалиям конца XIX века, и Гиляровский в исполнении Михаила Пореченкова является одним из главных героев.
Но, как происходит со многими авторами, чье имя стало брендом, в массовом сознании образ Гиляровского сводится к отдельным ярлыкам: «Москва и москвичи», Хитровка, ночлежки, «король репортеров», усатый человек в папахе (с портрета Сергея Малютина) — и на этом, пожалуй, все. Для бренда и мифа этого вполне достаточно, но в восприятии большинства фигура Гиляровского все равно остается скорее на обочине истории. Отчасти это связано со спецификой основной его деятельности, то есть журналистикой, которая почти всегда нацелена на фиксацию сегодняшнего момента, и поэтому редко привлекает кого-либо в историческом разрезе, кроме специалистов. И все же