Сюжеты · Культура

Простые движения

История о продолжении рода и другие танцы шоу «Анаит». Рассказывает его автор, выдающаяся танцовщица Софи Девоян

Репетиция спектакля «Анаит». Фото: Виген Ананян

24 ноября на сцене Армянского национального театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна состоится премьера хореографического шоу «Анаит». В его основе — одноименная сказка Газароса Агаяна (1840–1911), в которой Анаит — не языческая богиня древней Армении, а дочь простого пастуха и возлюбленная принца Вачагана. Автор идеи, хореографии и либретто спектакля — известная в республике танцовщица и хореограф Софи Девоян. А представят его артисты ее авторского «Театра танца и души» (Ереван).

Режиссер-постановщик «Анаит» Сурен Шахвердян желает, чтобы одну из ролей в спектакле исполнила Софи Девоян: выдающаяся танцовщица, которую еще в прошлом веке великий Джордж Баланчин не без восхищения называл «армянским лебедем», в прекрасной форме. Но Софи эта идея не нравится. Она говорит: «Да, я еще танцую. Но этот спектакль мне будет интереснее смотреть из зрительного зала!» 

О чем еще говорила с нами Софи Девоян? Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты из ее монолога. 

Софи Девоян. Фото: Виген Ананян

***

— Я всегда была новатором в своем творчестве. Еще в 1992 году сочинила танец, где в темноте танцевали только мои руки, освещенные светом софитов. Мне было интересно, смогу ли я взволновать зрителя одними своими руками — без аксессуаров, без яркого лица с его мимикой, без ничего? Я считаю, что руки — самая выразительная часть нашего тела. И даже, может быть, самая сексуальная. Руками мы можем позвать к себе, можем погладить, можем ударить…

Когда на премьере я закончила танцевать этот номер, в зале стояла глубокая тишина. Я успела подумать: если это провал, значит, так тому и быть. И вдруг на меня обрушился гром аплодисментов. Зрители аплодировали стоя!

Думаю, мой «танец рук» опередил время. Сегодня уже неудивительно, что почти во всех современных танцевальных направлениях и стилях — от брейк-данса до контемпорари — особенное внимание уделяется рукам исполнителя. 

Конечно, в спектакле «Анаит» движения рук танцовщиков тоже будут особенными. 

***

— Сказка про Анаит, которую написал Газарос Агаян, очень мне близка. Я считаю ее актуальной и для нашего времени, потому что главная героиня, очень мудрая девушка, умеет быть самостоятельной. Она трудолюбива, многое умеет. И она ценит людей, которые владеют каким-нибудь ремеслом. Поначалу она даже царского сына отвергает, поскольку тот все еще не научился хоть что-то делать самостоятельно. 

История про Анаит вдохновила меня на создание спектакля, который будет сочетать армянские традиции и современность. Я хочу объединить несколько хореографических стилей: зрители увидят и народные танцы, и современные урбанистические — хип-хоп, например.

Но я никогда не ставлю танцы ради танцев. Для меня танец — это понятная без слов история.

Репетиция спектакля «Анаит». Фото: Виген Ананян

Я ставила спектакли-посвящения Комитасу, Сергею Параджанову, Мартиросу Сарьяну, Шарлю Азнавуру… 

***

— Специально для нашего спектакля пишет оригинальную музыку замечательный композитор Карен Ананян. Один из лучших армянских аранжировщиков с нами работает — Ара Торосян, мы все называем его Мурзо (это его творческий псевдоним). Режиссирует спектакль Сурен Шахвердян, художественный руководитель ереванского русского драматического театра имени Станиславского. Над «Анаит» работает команда настоящих профессионалов! К ним я также отношу и наших дизайнеров по костюмам, это Араик Абаджян и Лилит Меликян. 

Если говорить про костюмы для «Анаит», то смею вас заверить: такого вы еще не видели. Мне пришла в голову идея сделать несколько костюмов для спектакля по мотивам знаменитых кукол Лусик Агулеци — это ни на кого не похожая армянская художница, ученый-этнограф, собирательница и хранительница армянских традиций. Творческое наследие Лусик Агулеци, которой, к сожалению, уже нет в живых, — это что-то поразительное! 

***

— У армян, я это хорошо помню, была интересная традиция — жарким летним днем «взбивать» гибкими прутьями шерсть, которой начиняют одеяла и матрасы. Сначала одеяла и матрасы распарывают, вынимают шерсть. Потом эту шерсть начинают бить розгами — выбивают из нее пыль. Потом шерсть стирают, сушат на солнце и снова «взбивают» — на этот раз, чтобы она стала пушистой и мягкой… И вот я подумала: а почему бы нам в нашем спектакле не показать эту традицию?

Режиссеру Шахвердяну эта идея понравилась. Он говорит: «А давай у нас шерсть будет с колосников на сцену падать?» 

Сурен решил, что вся бутафория у нас будет появляться сверху — кувшины, нити для ковра, который плетут девушки. Ну и шерсть!.. Я думаю, это будет интересно. 

Репетиция спектакля «Анаит». Фото: Виген Ананян

***

— В спектакле будет эпизод про принца, который переодевается в простые одежды и идет в город, чтобы посмотреть, как живут его подданные. Я решила не показывать традиционный город. Я придумала, что принц увидит «мертвый город» — калейдоскоп стоп-кадров: стоят застывшие пекарь с лавашом, сапожник с туфлями, цветочницы… И вдруг все они оживают, начинают двигаться. 

Но город — это ведь пространство не только для работы. В городах создаются семьи: люди встречаются, влюбляются, занимаются сексом. Я очень интересно придумала, как все это показать в спектакле. 

Эротики не будет: девушки и парни едва ли прикоснуться друг к другу. Но все они в парах исполнят такой танец, что станет ясно: это история о продолжении рода…

***

— В спектакле будет задействовано 25 танцовщиков. Главную роль — Анаит — исполнит моя внучка, которую, как и меня, зовут Софи Девоян. 

Конечно, мы очень хотели, чтобы спектакль «Анаит» шел под живую музыку. Но так как мы планируем возить эту постановку на гастроли, то получается слишком дорого — возить с собой симфонический оркестр. Так что будем работать под фонограмму. 

Спектакль и без оркестра получается очень дорогим. Бюджет «Анаит» — 82 тысячи долларов.

В министерстве культуры Армении знают, что я работаю над созданием спектакля по сказке Газароса Агаяна. И поддерживают этот проект, как могут: выделили нам порядка 12 тысяч долларов. Но в основном я финансирую эту постановку сама… 

Записала Айсылу Кадырова