21 октября в Армении был арестован Вардан Гукасян — мэр Гюмри, второго по величине города в стране. Антикоррупционный суд под председательством судьи Вардгеса Саргсяна постановил заключить мэра под стражу на 2 месяца. За день до этого Антикоррупционный комитет распространил сообщение о том, что в результате масштабных оперативно-разыскных мероприятий и секретных следственных действий, проведенных Управлением оперативно-разыскной деятельности Комитета, получены фактические данные о случаях вымогательства и получения взяток главой общины Гюмри и главным архитектором по предварительному сговору. В рамках возбужденного уголовного дела в отношении восьми лиц, включая главу общины, вынесены решения о возбуждении публичного уголовного преследования и об аресте.
Аудиозаписи, полученные в результате прослушки, распространились в интернете. Речь мэра Гюмри бросается в глаза не только ненормативной лексикой: переход на шепот в разговоре, а также фоновая музыка свидетельствуют о том, что собеседники знали, что их, вероятно, прослушивают. Вардан Гукасян — достаточно неоднозначная политическая фигура. При прежних властях он много лет, с 2000 по 2012 год, возглавлял Гюмри, затем по списку партии «Процветающая Армения», возглавляемой известным бизнесменом Гагиком Царукяном, стал депутатом Национального собрания. 16 апреля 2025 года 18 голосами членов совета Вардан Гукасян вновь был избран главой Гюмри.
Гукасян — из тех деятелей, сплетни и противоречивые разговоры о которых давно вышли за пределы Гюмри и распространились по всей Армении.
Он представляется одновременно как христианин и коммунист, отметился рядом сексистских и нетерпимых высказываний в адрес сексуальных меньшинств, но при этом сторонники любят его за зачастую нефильтрованную прямую речь и юмор.
Избрание Вардана Гукасяна мэром Гюмри в апреле этого года стало своего рода политической пощечиной для правящей партии. «Гражданский договор» проиграл во втором по величине городе, причем не Кочаряну или какой-либо другой оппозиционной силе, представленной в парламенте, а словно внезапно выскочившему из политического подполья бывшему мэру Гюмри, о котором в последние годы на политическом поле как будто забыли. По сути, спустя шесть месяцев новоизбранный мэр Гюмри, который, судя по всему, пытался играть в собственную игру на политическом поле, оказался за решеткой.
Учитывая не самую чистую репутацию Вардана Гукасяна, этот случай, пожалуй, мало кого бы удивил или не дал бы повода для разговоров, если бы не два тревожных сопутствующих обстоятельства — борьба государства с церковью и предвыборный период.
Перед началом предвыборного года премьер-министр Никол Пашинян выступил со своим политическим видением — концепцией Реальной Армении — и заявил, что пришло время задуматься о создании Четвертой Республики (нынешняя Армения, напомним, Третья Республика по счету). После старта этой политической кампании премьера началась серия арестов. Был задержан известный российский бизнесмен армянского происхождения Самвел Карапетян, который во время интервью говорил, что готов «по-своему» бороться против власти. Был арестован лидер оппозиционного движения «Тавуш во имя Родины» архиепископ Баграт Србазан вместе с рядом своих единомышленников. Их обвиняют в попытке государственного переворота. Кроме того, силовики прямо из Престола Святого Эчмиадзина принудительно доставили к себе на следственные мероприятия очень известного в обществе архиепископа Микаэла Аджапахяна — он, как и Гукасян, тоже из Гюмри.
Спустя некоторое время предстоятель Ширакской епархии Микаэл Аджапахян был приговорен к двум годам лишения свободы. Суть обвинения заключается в том, что он «с использованием средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий совершал публичные призывы, направленные на захват власти и насильственное свержение конституционного строя» — сначала 3 февраля 2024 года, а затем также 21 июня 2025 года во время интервью, данных представителям СМИ.
Оппозиция не считает все эти аресты случайностью и квалифицирует их не иначе как попытку установления диктатуры. Бывший министр образования Армен Ашотян, находившийся в заключении более года по коррупционному делу, на своей официальной странице в Facebook, в частности, об аресте Аджапахяна написал: «Безбожники и непатриоты в своем сатанинском празднестве самоутверждаются за счет судеб боголюбивых и патриотичных людей. О Микаэле Србазане и других политзаключенных сегодня утром, до приговора, я говорил в ходе международной встречи, в том числе на собственном примере объясняя, как популист Никол превращается в диктатора нового поколения».
В свою очередь власть представляет все это как ряд действий, наказывающих тех, кто пошел против буквы закона, против государственности. Никол Пашинян открыто борется против представителей церкви. Он заявлял, что у Католикоса есть дочь, следовательно, он нарушил свою клятву, а также вместе со своими однопартийцами обращается к нему и к другим мирским именем. Например, Католикоса всех армян Гарегина II называет Ктричем Нерсисяном. А о зарубежном бизнесмене Пашинян писал на своей странице, что тот, кто говорит против государства, «почувствует вкус государства во рту».
Мнения экспертов о происходящем расходятся. Большинство, конечно, говорит о парламентских выборах будущего года. Происходящее сейчас — попытки со стороны Никола Пашиняна заранее нейтрализовать всех возможных сильных конкурентов. Тем не менее есть сомнения, что цель этих шагов не идет гораздо дальше. Возможно, Армения движется к гораздо более глубокой трансформации и к изменению типа режима. Объяснить это трудно, но одно очевидно: предстоящий год будет богат на различные политические скандалы.
Лианна Хачатрян